Президентом Южной Кореи стал консерватор

Страна присоединилась к санкциям против России, но хочет сохранить рынок
Записывать Юна в типичные консерваторы было бы неправильно/ Jung Yeon-je / AFP

Кандидат от правоконсервативной партии «Народная сила» Юн Сок Ель победил на президентских выборах в Южной Корее, прошедших 9 марта. Как сообщила национальная избирательная комиссия, после подсчета 100% голосов кандидат-консерватор набрал 48,56%. Его оппонент от леволиберальной Объединенной демократической партии Ли Чже Мен получил 47,83% голосов. Он признал свое поражение и поздравил Юна с победой. Как отмечает корейское информагентство Yonhap, такого маленького разрыва между кандидатами не было за всю историю страны. Явка на выборах составила 77,1%: более чем из 44 млн избирателей на участки пришло свыше 34 млн. Президент страны избирается на пять лет и может править только один срок.

В своем обращении после победы Юн сделал упор на народное единство. «Теперь соревнование закончилось, и мы все должны объединить силы ради наших граждан, ради Республики Кореи мы должны стать единым целым», – заявил он. Ранее агентство Yonhap сообщало, что избрание Юна может заметно изменить внешнюю политику страны. Новый президент занимает жесткую позицию по отношению к КНДР и допускает нанесение превентивного удара по северному соседу. Юн также обещал развернуть в Южной Корее дополнительные системы американской ПРО, также для сдерживания КНДР.

Записывать Юна в типичные консерваторы было бы неправильно – фактически он присоединился к корейским правым поневоле, отмечает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Ранее Юн занимался антикоррупционными расследованиями и прославился тем, что выдвигал обвинения против консервативного президента Пак Кын Хе во время суда над ней. Президент-либерал Мун Чже Ин поставил Юна генеральным прокурором в надежде, что тот будет послушен его партии. Однако Юн на посту генпрокурора не стал делать исключений для либералов и в итоге за отсутствием в Корее третьей силы присоединился к консерваторам.

Ранее Южная Корея присоединилась к антироссийским санкциям, введенным странами Запада. Сеул запретил операции с российским Центробанком и ввел ограничения против банков – «Сбера», ВТБ, ВЭБа, Промсвязьбанка, «Открытия», Совкомбанка и Новикомбанка. Корея также заявила о прекращении экспорта в Россию стратегических материалов, в том числе ввела запрет на экспорт в адрес 49 российских структур из санкционного списка США, куда входит и Минобороны России.

На своем посту новый президент будет вести более предсказуемую, проамериканскую политику, уверен Асмолов. Это в принципе свойственно консерваторам, которые оперативнее, чем либералы, претворяют в жизнь требования Вашингтона. Несомненно, внешняя политика Юна будет определяться главенствующим международным дискурсом. При этом разные сферы политической жизни страны будут отдаваться на откуп другим фракциям консерваторов – такой метод позволит Юну, обладающему скромным политическим опытом, сплотить партию, резюмирует эксперт.

Пока что внешнеполитическую линию нового сеульского руководства предугадать трудно, говорит доцент кафедры востоковедения МГИМО Илья Дьячков. Несомненно, жесткая риторика против КНДР и предложение нанести по ней в случае чего превентивные удары не соответствуют российскому подходу. Не может обрадовать Москву и размещение новых систем американской ПРО, однако больше всего это будет волновать Китай. Дьячков поясняет, что исторически при консерваторах российско-корейские отношения сбалансированно развивались, а санкционное давление было невелико. Сейчас Южная Корея выторговала себе право самой осуществлять контроль над поставками в Россию, и решение об их допустимости будет приниматься отдельно в каждом случае. При этом в 2014 г., когда ряд западных компаний ушли с российского рынка, их место заняли корейские предприятия. Теперь же южнокорейский бизнес намерен повторить этот путь и по возможности получить долю рынка после ухода западных компаний, отмечает Дьячков.