ОДКБ ищет новое место для учений

После отказа Армении организовать их у себя в стране
Константин Михальчевский / РИА Новости

Объединенный штаб Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) после отказа Армении проводить у себя очередные учения миротворческих сил альянса планирует провести их на территории другого государства. Об этом 11 января сообщил пресс-секретарь штаба организации Владислав Щегрикович. 10 января премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил на пресс-конференции, что страна не будет принимать у себя учения миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство – 2023». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил в связи с решением Пашиняна, что «в любом случае Армения – это наш очень близкий союзник. Мы будем продолжать диалог, включая и те вопросы, которые сейчас являются весьма сложными».

Более того, Пашинян предложил 10 января заменить российских миротворцев в Карабахе на контингент ООН после истечения российского мандата в 2025 г. При этом он согласен подписать российский проект урегулирования карабахского конфликта, детали которого сторонами не раскрывались. С осени 2022 г. Азербайджан и Армения заявляли о желании подписать мирный договор до конца 2022 г., но этого не произошло до сих пор.

Заявления Пашиняна об отказе от учений в рамках ОДКБ звучат на фоне блокирования азербайджанскими активистами Лачинского коридора, где проходит единственная дорога из Армении в Карабах. Власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявляют о дефиците продовольствия и лекарств в республике. Российские миротворцы пока не смогли урегулировать ситуацию. По заявлению властей Азербайджана, предлогом для перекрытия коридора стала необходимость проверки грузов для исключения вывоза золота с рудников, контролируемых НКР.

Заявление Армении об отказе от участия в учениях ОДКБ можно воспринимать как попытку Еревана воздействовать на союзников по организации, говорит старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Маневры в рамках ОДКБ, в принципе, нужны Еревану, но он хочет подтолкнуть организацию к более активному вмешательству в кризис вокруг Лачинского коридора. С армянской стороны, напоминает Притчин, выдвигаются претензии к России, ОДКБ и российским миротворцам, которые, по мнению Еревана, не могут обеспечить разблокирование Лачинского коридора. Но проблема в том, что этот вопрос не входит в их полномочия: они должны обеспечить безопасность, алгоритма действий в случае блокады активистами нет, у миротворцев нет прав физически разблокировать коридор.

Вопрос коридора связан с глобальным урегулированием отношений между Ереваном и Баку, отмечает Притчин. Так, Баку добивается открытия сухопутной связи между Нахичеванью и «материковым» Азербайджаном, что предусмотрено заявлением Азербайджана, Армении и России от ноября 2020 г. после прекращения второй карабахской войны, продолжает эксперт. Но пока не понятно, готова ли Армения предоставить эту связь. Разумеется, если будут подвижки с открытием коридора в Нахичевань, у Баку будут сняты претензии к Лачинскому коридору, уверен Притчин.

Ситуация вокруг учений ОДКБ свидетельствует о серьезном дефиците взаимопонимания между союзниками, отмечает научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаэлян. Инициатива по размещению в зоне Нагорного Карабаха миротворцев ООН только усугубит и без того непростые отношения внутри ОДКБ. Правительство Пашиняна более склонно к выводу российских миротворцев без замены или дополнения их международным контингентом, полагает эксперт. Все это, добавляет Микаэлян, является частью общего процесса сокращения российского присутствия на постсоветском пространстве, вызванного занятостью Москвы Украиной и эффективной работой ее конкурентов, главным образом США. Противники России с готовностью занимают оставленный ею политический вакуум, пока Кремль сосредоточен на борьбе с Киевом, резюмирует эксперт.