Новым министром обороны Китая стал попавший под санкции США генерал

Ли Шанфу подписывал контракты с Россией и имеет большой опыт работы с иностранными коллегами
Министр обороны КНР – четвертое лицо в военной иерархии страны (Ли Шанфу на фото справа)/ NOEL CELIS / AFP

Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) утвердило 12 марта новым министром обороны Китая и членом Госсовета 65-летнего генерала Ли Шанфу. В октябре 2022 г. Ли стал членом Центрального военного совета (ЦВС) ЦК КПК – главного военного органа, который полностью контролирует управление армией (совпадает по составу с ЦВС КНР, оба возглавляет генсек КПК и председатель КНР Си Цзиньпин).

Министр обороны КНР – четвертое лицо в военной иерархии страны (после председателя ЦВС и двух его заместителей), так как ведомство не имеет прямых полномочий по управлению армией и ее и развитию. Минобороны лишь представляет Народно-освободительную армию (НОАК) на международном уровне и координирует связи между военными и гражданскими ведомствами.

Заместителем ЦВС КНР остался 72-летний генерал-полковник Чжан Юся, вторым заместителем назначен бывший командующий Восточным военным округом Хэ Вэйдун. Генерал-полковник Лю Чжэнли назначен начальником Объединенного штаба ЦВС, в полномочия которого входит планирование и управление войсками.

Ли Шанфу родился в 1958 г. в городе Чэнду (административный центр провинции Сычуань) в семье военного. Его отец Ли Шаочжу был командиром Северо-Западной полевой армии КПК во время гражданской войны, участвовал в борьбе с Японией, в Корейской войне и дослужился до заместителя командующего железнодорожными войсками НОАК. Новый министр обороны учился в Оборонном научно-техническом университете НОАК, после чего начал работать на космодроме Сичан в родной провинции. За 31 год он дослужился до должности начальника комплекса и принимал непосредственное участие в запуске лунного зонда «Чанъэ-2» и испытании противоспутниковой ракеты SC-19.

В 2013 г. Ли назначили начальником штаба Главного управления вооружений НОАК, отвечавшего за модернизацию армии. Через три года Ли стал заместителем командующего и начальником штаба созданных в 2015 г. сил стратегического обеспечения НОАК (отвечают за киберпространство, космос и другие высокотехнологичные военные отрасли). Как пишет The Diplomat, на этом посту он, вероятно, сыграл ключевую роль в реорганизации процессов китайских ракетно-космических исследований, разработок и закупок.

В 2017 г. Ли получил пост главы управления по развитию вооружений ЦВС КНР, которое занимается выработкой научно-технической политики и ведет закупки в интересах НОАК. Одновременно до 2022 г. генерал был командующим программой космических пилотируемых полетов КНР.

В сентябре 2018 г. новый министр обороны попал под санкции США по закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) как глава ведомства, которое занималось закупкой у России истребителей Су-35 и ЗРС С-400. В Вашингтоне подчеркивали, что конечная цель таких санкций – именно Россия. Ограничения включали заморозку всех активов на территории США, запрет на проведение финансовых операций и отказ в выдаче экспортных лицензий ведомству КНР, а лично Ли Шанфу запретили въезд на территорию США. Как считают журналисты Financial Times, именно опыт работы Ли с Россией стал возможной причиной карьерного взлета.

В докладе министерства обороны США за 2022 г. Ли Шанфу был описан как генерал, который обладает экспертизой в вопросе военно-технической модернизации и космической деятельности. Известно, что он получил ученую степень в колледже автоматизации Чунцинского университета, который известен своей инженерной школой.

Си пошел на третий срок

На первой сессии ВСНП 14-го созыва председателем КНР ожидаемо был переизбран на третий срок Си Цзиньпин, новым премьером Госсовета стал бывший секретарь парткома Шанхая Ли Цян. Его заместителями стали Дин Сюэсян (бывший начальник канцелярии ЦК КПК, один из ближайших помощников Си), Хэ Лифэн (бывший председатель Национального комитета по развитию и реформам, аналог Минэкономразвития России), Чжан Гоцин (бывший секретарь парткома КПК провинции Ляонин) и Лю Гочжун (бывший секретарь парткома провинции Шэньси). Членами Госсовета КНР (аналог российских вице-премьеров) были утверждены Ли Шанфу, Ван Сяохун (министр общественной безопасности), У Чжэнлун (глава секретариата Госсовета), Шэнь Ицин (бывшая секретарь парткома провинции Гуйчжоу), Цинь Ган (глава МИД). Среди 26 глав министерств и госкомитетов появилось только два новых человека: помимо Ли Шанфу это председатель Госкомитета по развитию и реформам Чжэн Шаньцзе.

Исходя из практических примеров взаимодействия России и США американские санкции не мешают поддерживать контакты по линии военных и спецслужб, говорит директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Китайцы подчеркнуто не обращают внимание на ограничения США при принятии кадровых решений, а Вашингтон при необходимости делает исключения из своих норм, добавляет эксперт. Впрочем, при нынешнем характере отношений КНР и США взаимных визитов министров обороны не ожидается, а встречам в кулуарах больших мероприятий и телефонным переговорам санкции не помеха, считает Кашин. Часть новой работы Ли Шанфу будет связана с поддержанием международных связей по линии военно-технического сотрудничества, где будет релевантен его опыт начальника управления по развитию вооружений ЦВС и директора космодрома в Сичане, так как с него производятся международные пуски, заключает эксперт.

Общая ситуация, которая складывается вокруг КНР, и извлечение уроков из российской СВО на Украине повлияло на назначение военного технократа и большого специалиста по передовым вооружениям на пост нового министра обороны, считает руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. Китаю предстоит наверстать упущенное в высокотехнологичной модернизации армии, за что, по сути, американцы и ввели санкции против Ли.

Продолжение этого процесса необходимо Пекину для подготовки при необходимости решить тайваньскую проблему военным путем, добавляет Ломанов. В любом случае министр обороны Китая не будет самостоятельно разрабатывать грандиозную военную стратегию, а будет лишь исполнять то, что ему предписано Си, ЦВС и ЦК КПК, заключает эксперт.