Как Владимир Путин изменил структуру администрации президента

Давний соратник Сергея Иванова больше не будет отвечать за борьбу с коррупцией в Кремле
Андрей Чоботов (слева) был одним из статусных чиновников, пришедших на работу в Кремль при Сергее Иванове/ Антон Денисов / РИА Новости

Владимир Путин объединил в одно кремлевские управления по вопросам госслужбы и по противодействию коррупции. Теперь предстоит найти работу руководившему последним Андрею Чоботову – соратнику экс-главы администрации президента Сергея Иванова

Президент 23 мая скорректировал структуру кремлевской администрации. Владимир Путин объединил два управления: по вопросам противодействия коррупции (им с 2017 г. руководил Андрей Чоботов) и по вопросам государственной службы (с 2019 г. им руководил Максим Травников) в одно. Новое управление госслужбы, кадров и противодействия коррупции возглавил Травников. Чоботов покинул администрацию президента (АП). «Насколько мне известно, у него будет другая должность в другой структуре», – сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. 

Перемены в кабинетах

62-летнего Чоботова можно считать одним из ближайших коллег нынешнего спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова. Выходец из спецслужб Чоботов с середины 1990-х гг. работал в департаменте анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ (главой департамента с августа 1998 г. был Иванов), в 1999–2001 гг. был замруководителя аппарата Совбеза, который возглавляли сначала Путин, а затем Иванов. 

С 2001 г. был помощником, а с 2004 г. – начальником аппарата министра обороны Иванова. А с 2012 по 2017 г. трудился главой секретариата руководителя АП – сначала Иванова, затем, во время «передачи дел», его сменщика Антона Вайно. С 2017 г. стал начальником управления президента по вопросам противодействия коррупции. Решения о слиянии управлений, подобные нынешним, готовятся долго и многие давно недоумевали, почему Чоботов продолжает сохранять должность, хотя Иванов еще в 2016 г. оставил должность руководителя АП, говорит близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей». 

Другой источник не исключает, что после ухода со Старой площади чиновник может получить должность в одной из госкорпораций.

Нынешний этап карьеры 48-летнего Травникова собеседники «Ведомостей» связывают с именем Вайно. Они учились вместе в МГИМО, а потом работали на разных должностях в МИДе, говорят два близких к АП источника «Ведомостей». Травников с 1996 по 1999 г. работал атташе и третьим секретарем в правовом департаменте МИД России (один из источников полагает, такая работа обычно связана с взаимодействием и с другими ответственными ведомствами), затем до 2003 г. был третьим и вторым секретарем постпредства РФ при Совете Европы.

Карьеру внутри страны он начал делать уже потом. В 2003–2004 гг. был советником в аппарате заместителя и первого замруководителя АП Дмитрия Козака, в частности участвовал в разработке плана по федерализации Молдавии и урегулированию приднестровско-молдавского конфликта, который так и не был подписан. Затем работал с Козаком в аппарате правительства. С 2008 по 2012 г. был замминистра регионального развития, а с 2012 по 2018  г. – замминистра юстиции. 

В 2018 г. перешел на работу в АП, где возглавил управление по обеспечению конституционных прав граждан, а с 2019 г. был начальником управления президента по вопросам госслужбы и кадров (на должности он сменил Антона Федорова). Получение Травниковым должности начальника объединенного управления один из источников «Ведомостей» считает результатом аппаратного укрепления руководителя АП. Травников долгое время был руководителем не самого статусного управления по обеспечению конституционных прав граждан, отмечает он: «И в свое время уже назначение «на кадры» (т. е. на управление по вопросам госслужбы. – «Ведомости») было важным шагом». 

Структура АП периодически меняется в соответствии с аппаратной логикой и логикой стоящих перед Кремлем задач, говорит бывший сотрудник АП. Он напоминает, что когда-то управление по кадрам было отдельным от управления по вопросам госслужбы. «Суть этих управлений, а также управления по госнаградам, по протоколу, канцелярии президента в том, что они находятся в тесном взаимодействии с руководителем АП, а также очень вовлечены в работу президента, особенно кадровое управление, которое сопровождает все назначения, оформляемые указами президента», – говорит он. 

При этом за вопросы кадров и борьбы с коррупцией в Кремле отвечает не только начальник профильного управления (в прошлом – управлений). Этот функционал традиционно закреплен за одним из помощников президента. На момент прихода Травникова в Кремль этими вопросами занимался выходец из ФСБ Анатолий Серышев (сейчас полпред президента в Сибирском федеральном округе), с которым, говорит собеседник «Ведомостей», у главы управления хорошие отношения. 

Сейчас профильным помощником президента является служивший в ФСО Дмитрий Миронов. Он, в частности, возглавляет комиссию при главе государства по вопросам госслужбы и резерва управленческих кадров. Травников в комиссии является замом Миронова. Миронов возглавляет и комиссию по вопросам кадровой политики в некоторых федеральных госорганах, Травников в ней тоже является его замом. На заседаниях этой комиссии рассматривают среди прочего кандидатуры на замещение должностей в силовых органах.

Что дальше

Управление по вопросам госслужбы и кадров было сформировано в 2009 г. из двух управлений – по вопросам госслужбы и по вопросам кадров, после того как в 2008  г. был принят закон «О противодействии коррупции». Тогда президентом был Дмитрий Медведев. А в 2013 г. уже президент Путин образовал отдельное управление по вопросам противодействия коррупции, который возглавил выходец из ФСБ Олег Плохой (сейчас – заместитель директора Росгвардии).

Кадровая служба и антикоррупционная деятельность – это те процессы, которые сейчас идут рука об руку и их работа во многом пересекается, сказал журналистам Песков: «Это очень важное условие для надежного функционирования всей системы госуправления, причем и в плане обеспечения кадровой службы, и в плане противодействия коррупции. Речь идет именно обо всех уровнях <...> Поэтому было принято решение об оптимизации, чтобы и упростить, и повысить эффективность». 

Структуру и штатное расписание управления еще должен утвердить Вайно. Основными задачами управления, судя по опубликованным Кремлем документам, является участие в обеспечении реализации президентом его полномочий по проведению госполитики в области госслужбы, кадровой политики и госполитики в области противодействия коррупции. К задачам этого структурного подразделения АП относится все, что связано с организационно-штатным и кадровым обеспечением деятельности Старой площади, а также реализацией кадровых решений Кремля. 

19 управлений

осталось в АП после принятых президентом решений, также в структуру администрации входят в качестве отдельных подразделений канцелярия и референтура

Совместно с ГПУ и УВП управление должно готовить проекты указов президента о наделении полномочиями врио губернаторов, а также вести их личные дела. Также ему поручено участвовать в подготовке проектов приказов о награждениях, предлагать кандидатов на госдолжности, заниматься формированием кадровых резервов и др. Именно чиновники этого подразделения будут работать над проектами указов и распоряжений о назначении на госдолжности и освобождении от них (если это входит в сферу ответственности Кремля), о назначении и освобождении судей, полномочных послов, губернаторов, о заключении контрактов с высшими офицерами и увольнении их со службы, о продлении срока службы сверх установленного предельного возраста и др. 

Совместно с экспертным управлением президента Травников и его подчиненные займутся подготовкой списков кандидатов, которые будут представлять государство в органах управления коммерческих организаций. Также им поручено проводить аттестацию работников АП и квалификационные экзамены федеральных государственных гражданских служащих. В их же компетенции оформление командировок сотрудников АП, ведение реестра федеральных государственных гражданских служащих АП, ведение их личных дел, сотрудничество с УДП в осуществлении жилищного, медицинского и иного обеспечения работников АП и т. д. 

Займется управление Травникова и образовательными вопросами. Оно будет обеспечивать выполнение АП функций по согласованию содержания дополнительных профессиональных программ, которые должны освоить федеральные государственные гражданские служащие за пределами России. Среди задач – обеспечение проведения семинаров для чиновников по актуальным социально-экономическим проблемам, осуществление мониторинга развития госслужбы и кадровой ситуации в министерствах, за которые отвечает президент. 

Также в его полномочия входит принятие мер по профилактике коррупционных правонарушений. К примеру, именно это управление проводит проверки достоверности и полноты сведений о доходах и соблюдение антикоррупционных ограничений. Оно может рассматривать обращения о совершении поступков, которые порочат честь и достоинство судьи. Эта же структура координирует государственную информационную систему в области противодействия коррупции «Посейдон».

На вопрос, будут ли объединены такие структуры и в региональных администрациях, пресс-секретарь президента сказал, что это будет зависеть от решений губернаторов.