Что западная пресса писала о Генри Киссинджере

Политик скончался на 101-м году жизни
Gerald R. Ford Presidential Library and Museum
Gerald R. Ford Presidential Library and Museum

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, до последнего времени оказывавший заметное влияние на внешнеполитический курс Вашингтона, скончался в возрасте 100 лет 29 ноября в своем доме в Коннектикуте. «Ведомости» собрали оценки его деятельности в западной прессе, опубликованные на фоне новости о смерти политика.

«Киссинджера часто считали убежденным сторонником мирового порядка, основанного на реальной политике и балансе сил. Но в глубине души он был крайне лоялен индивидуалистическому американскому идеалу. Влюбленный в свою страну, он был преисполнен миссионерского рвения поддерживать американскую гегемонию в меняющемся мире».

The Guardian

«В 1969-1977 гг. Киссинджер зарекомендовал себя как один из самых могущественных функционеров в истории. Часть этого времени он был единственным человеком, когда-либо занимавшим одновременно посты советника по национальной безопасности и госсекретаря – две совершенно разные должности, которые одновременно делали его ответственным за формирование и проведение американской внешней политики. Если его немецко-еврейское происхождение и английский с акцентом выделяли его среди других, то легкость, с которой он обладал властью, сделала его естественным олицетворением состояния национальной безопасности Америки, которое росло и набирало обороты на протяжении XX в., подобно организму, который выживает, увеличивая себя».

The New York Times

«В то время как многие восхваляли Киссинджера за его блестящий ум и обширный опыт, другие заклеймили его военным преступником за поддержку антикоммунистических диктатур, особенно в Латинской Америке. В последние годы его поездки были ограничены попытками других стран арестовать его или допросить о прошлом внешней политики США».

Reuters

«Киссинджер не отходил от геополитики даже в конце своей жизни. Он подвергся критике за то, что в мае 2022 г. предложил Украине уступить часть земель России для достижения мирного соглашения. Позже, выступая по видеосвязи в январе 2023 г. на форуме в Давосе, Киссинджер заявил, что России должна быть предоставлена возможность однажды вернуться в международную систему после любого мирного соглашения на Украине и диалог со страной должен продолжаться. Это может показаться ущемлением стран, которые находились под давлением России на протяжении большей части периода холодной войны, сказал он. Но важно избежать эскалации конфликта между Россией и Западом из-за ощущения, что война ведется против самой России».

CNBC

«На протяжении всей своей жизни Киссинджер всегда называл себя реалистом, способным видеть, на какой риск стоит пойти, а на какой нет. То, что критики называли элегантной безнравственностью, он считал гранитным фундаментом истинной морали – смотреть в лицо фактам, которые неприятны и трудноразрешимы. Одним из таких фактов является постоянство непостоянства в международной системе».

The Washington Post

«Много говорилось о склонности Киссинджера ставить реальную политику выше уважения к правам человека и ценностям демократии, но сам он отвечал саркастически, возможно, именно для того, чтобы разозлить своих недоброжелателей: «Незаконные вещи мы делаем прямо сейчас. А антиконституционные действия требуют больше времени»».

La Repubblica

«Его много раз спрашивали, сожалеет ли он о каких-либо мерах, которые принял или поддержал. В интервью телеканалу ABC в июле прошлого года он ответил: «Я всю жизнь думал об этих проблемах. Это мое хобби так же, как и моя работа. Так что рекомендации, которые я дал, были лучшим, на что я был способен в то время»».

El Pais

«Он смотрел на мир с высоты 30 000 футов, продвигал широкие интересы и преследовал долгосрочные цели, но одновременно недооценивал негативные последствия для людей, живущих за пределами США, считает историк и профессор Техасского университета в Остине Джереми Сури».

Al Jazeera

«Власть – самый эффективный из афродизиаков», – признавался мужчина с детским лицом, пухлой фигурой и толстыми черепаховыми очками».

Le Figaro