ОБСЕ от клинической смерти спас консенсус по председательству Мальты

Но Лавров поставил избежавшей паралича организации неутешительный диагноз
РИА Новости

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) находится в глубочайшем кризисе, который спровоцировал Запад, упорно ведущий организацию к «разрушению». Так министр иностранных дел России Сергей Лавров охарактеризовал на итоговой пресс-конференции состояние и функционирование организации по итогам двухдневного саммита глав МИД ее стран-членов (СМИД ОБСЕ). Саммит прошел в Скопье – столице страны-председателя организации, Северной Македонии. 

Но, несмотря на такой неутешительный диагноз, ОБСЕ в последний момент благодаря консенсусу все-таки смогла избежать организационного коллапса и «клинической смерти», выбрав председателем вместо неприемлемой для России Эстонии, чье назначение блокировалось более года, нейтральную Мальту на 2024 г. Кроме того, были продлены полномочия глав четырех руководящих органов, включая генсека.

Лавров принял участие в СМИД ОБСЕ впервые с начала боевых действий на Украине: в ноябре 2022 г. Польша, тогда председательствовавшая в ОБСЕ, не пустила российского министра на встречу в Лодзи.

«Убедились, что наши западные коллеги не извлекли никаких уроков из своей провальной линии на разрушение ОБСЕ. Продолжают ее «добивать» с упорством, заслуживающим лучшего применения. Вчера 95% выступлений западных коллег было этому посвящено», – приводит пресс-служба МИД России слова Лаврова. По его словам, за время двухдневной встречи «лишь несколько трезвых голосов напоминали» об изначальных целях организации – сотрудничестве и обеспечении взаимной безопасности, на пути к которой «было немало сделано» в предыдущие годы.

На современном же этапе, по словам Лаврова, в первую очередь «все разрушено в военно-политической сфере». Самым ярким примером этого российский министр назвал отказ европейских стран и США ратифицировать адаптированный в 1999 г. Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 1990 г. (ДОВСЕ). Обновленную версию документа подписали 30 стран, ратифицировали его только государства - правопреемники СССР как изначального подписанта – Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. В итоге Москва приостановила свое нахождение в договоре в 2007 г., а в ноябре 2023 г. завершила выход из соглашения. Основную ответственность за подобную ситуацию Лавров возложил на НАТО, членов которой в ОБСЕ большинство – 31 из 57.

На ситуацию с распадом договорной основы архитектуры безопасности в Европе наложилась и угроза полного паралича ОБСЕ как работающей организации. Одна из основных проблем - долгое отсутствие впервые за 30 лет компромиссной страны-кандидата, которая могла бы возглавить организацию с 1 января 2024 г. По правилам, страна сама выдвигает свою кандидатуру. Решение принимается единогласно, то есть 56 из 57 членов.

Эстония заявила о желании возглавить организацию на этот период еще в конце 2021 г., до начала украинских событий. Но уже тогда, во время заседания министров иностранных дел, Россия и Белоруссия выступили против кандидатуры Таллина. При этом Эстонию поддержали большинство европейских стран, а также входящие в организацию США и Канада.

В 2025 г. ОБСЕ должна возглавить Финляндия, которую Москва, напротив, одобрила, равно как и председательство Скопье на 2023 г. Но разрешить коллизию, оставшись председателем на два года, Северной Македонии не позволял регламент. 

В мае 2023 г. глава МИД Финляндии Пекка Хаависто предупредил, что в 2024 г. организация может прекратить свое существование. Тогда же министр иностранных дел Северной Македонии Буяр Османи не исключил, что уже «в Скопье в ОБСЕ может быть выключен свет». В канун СМИД ОБСЕ, 27 ноября, Мальта заявила о готовности при необходимости председательствовать в ОБСЕ в следующем году. Также под вопросом были и кандидатуры на замещение постов руководителей ключевых структур организации, которые также никак не могли согласовать.

«Какие-то мелкие дрязги – продлевать всех этих лиц, возглавляющих институты ОБСЕ. Они манкировали своими прямыми обязанностями, прямо нарушая принципы, на которых зиждется организация, где они были назначены обеспечивать различные направления ее деятельности», – посетовал Лавров на ситуацию с председательством стран в организации в целом и ее структурах.

Но по итогам саммита в Скопье страны-члены организации все-таки решили единогласно утвердить Мальту как следующего председателя. Об этом объявил глава МИД Северной Македонии Османи на своей странице в соцсети Х. Кроме того, опять же в рамках консенсуса, получилось продлить мандаты четырех высших руководящих должностей ОБСЕ – генсека Хельги Шмид (ФРГ), директора Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Маттео Мекаччи (Италия), верховного комиссара по делам национальных меньшинств Кайрата Абдрахманова (Казахстан), а также представителя ОБСЕ по свободе СМИ Терезы Рибейро (Португалия).

Продление мандата последней вызвало критику со стороны официального представителя МИД России Марии Захаровой. По ее словам, продолжение нахождения Рибейро на посту на фоне того, что ряд российских журналистов не смог попасть в Скопье на СМИД ОБСЕ, является «провалом» защиты свободы СМИ.

Еще одним благоприятным для России сигналом стало заявление Османи о том, что тема исключения России из ОБСЕ под предлогом ведущейся ею военной операции на Украине закрыта. По его словам, организация имеет целью диалог ради достижения безопасности, а в 1992 г. она беспрепятственно приняла в свой состав ведшую боевые действия Югославию. «Поэтому я считаю, что эти дебаты исчерпаны, по крайней мере на данном этапе», – отметил глава МИД Северной Македонии.

Проблемы ОБСЕ проявились уже в 1990-е гг.: в силу фундаментальных перемен в Европе ее характер перестал отвечать вызовам, страны Восточной Европы вступили в НАТО, это поменяло баланс сил в Европе, объяснил завсектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павел Тимофеев. Россия, по его словам, долго пыталась сделать ОБСЕ площадкой решения проблем общеевропейской безопасности, но расширение альянса не позволило этого сделать. Военно-политическая роль ОБСЕ нивелировалась, она не смогла выполнить свою функцию, хотя и внесла вклад в демократический транзит 1990-х гг., полагает эксперт.

30 ноября, в первый день СМИД ОБСЕ, Лавров провел ряд двусторонних встреч с главами дипломатических ведомств стран, входящих в организацию. Среди них были и министры иностранных дел стран НАТО, глава МИД Венгрии Петер Сийярто (Будапешт – единственный член альянса и Евросоюза с ярко выраженной «немейнстримной» партнерской позицией по отношению к России) и Австрии Александр Шалленберг (Вена ранее была тесным партнером Москвы, страна входит в ЕС, но не в НАТО из-за официального нейтрального статуса). 

Из «дружественных» и «союзных» Москве государств у Лаврова на полях СМИД ОБСЕ состоялась встреча с главой МИД члена ЕАЭС и ОДКБ Армении Араратом Мирзояном. Разговору не помешали натянутые отношения между Москвой и Ереваном внутри ОДКБ после разгрома Азербайджаном непризнанного Нагорного Карабаха в сентябре. Хотя во время дискуссий на саммите он упрекал международное сообщество в безразличии к исходу карабахских армян с исторической родины. Также российский министр встретился с еще одним коллегой из тех же «союзных» объединений – вице-премьером, министром иностранных дел Казахстана Муратом Нуртлеу. Во время дискуссий на площадке ОБСЕ он был озабочен главным образом ситуацией вокруг далекого от Европы Афганистана.

Вечером того же дня также Лавров провел переговоры с министрами иностранных дел Северной Македонии Османи (вошла в НАТО в 2019 г.) и ставшей альтернативой Эстонии как председателю ОБСЕ Мальты (не входит в НАТО) Ианом Борчем.

Четыре члена ОБСЕ бойкотировали встречу глав МИД ее участников из-за присутствия Лаврова на общеевропейском мероприятии на фоне продолжающихся боевых действий на Украине. Кроме Киева в знак солидарности с ним проигнорировали саммит Латвия, Литва, Эстония и Польша. Не бойкотировали, но покинули саммит до его окончания еще утром 1 декабря госсекретарь США Энтони Блинкен, который направился на Ближний Восток, а также глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Их ранний отъезд Лавров счел проявлением нежелания диалога и «трусостью». Так он парировал публикации македонскими газетами общей фотографии участников саммита 30 ноября, сделанной без российского министра, так как он еще находился в это время в пути.

По словам научного сотрудника ИМИ МГИМО Артема Соколова, альтернативный Эстонии вариант с Мальтой стал возможен, так как она, в первую очередь, не входит в НАТО и как минимум этим устраивает Россию. В пользу этого говорит и факт встречи Лаврова именно с мальтийским министром среди немногочисленных прочих европейских министров, продолжает Соколов.

«Техническое консенсусное решение с Мальтой еще не означает фактический "перезапуск" функционирования организации, которое на фоне конфронтационной логики отношений в контексте украинского кризиса остается под вопросом. Как минимум мальтийское председательство стало сигналом о том, что какой-то диалог возможен», – считает Соколов.

По словам Тимофеева, процесс принятия решений ОБСЕ, заточенный на консенсус, – двойственный: хотя он позволяет каждой стране сразу очертить важные интересы, но в отсутствие диалога все осложняет, что и проявилось в случае с кандидатурой Эстонии. Эксперт считает маловероятной реформу консенсусного механизма работы организации.

Но, по мнению Тимофеева, кандидатура Мальты на пост председателя очевидно устроила все страны-члены, в первую очередь Москву, так как, помимо отсутствия в Североатлантическом альянсе, она имеет гармоничную историю отношений с СССР и Россией. Именно там в 1989 г. прошла конструктивная встреча глав СССР и США (генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и президента США Джорджа Буша. – «Ведомости»), фактически завершившая холодную войну, напомнил эксперт.