Проиранские хуситы мешают проходу судов через Красное море в Израиль

США пытаются найти военный ответ на атаки из Йемена
Khaled Abdullah / REUTERS

Ставшие регулярными с ноября атаки на гражданские суда в Красном море со стороны проиранской группировки «Ансар Аллах» (хуситы, контролирующие северную часть Йемена), вынуждают США и их союзников искать военный ответ. Хуситы 13 декабря заявили, что будут атаковать все суда, идущие в Израиль. Трафик через Красное море составляет от 10 до 12% мировых морских перевозок, это 5% мировых объемов транспортировки нефти.

Хуситы предупредили об атаках судов в знак солидарности с радикальной палестинской группировкой «Хамас», воюющей с израильтянами в секторе Газа уже шесть недель. Еще 13 декабря глава йеменского высшего революционного комитета хуситов Мохамед Али аль-Хути заявил, что иностранные корабли должны избегать движения в сторону Израиля и подчиняться требованиям йеменцев. Он предостерег грузовые суда от «фальсификации» принадлежности.

Ни дня без атаки

Атаки хуситов в Красном море начались в ноябре. Самой резонансной и успешной стал захват 19 ноября судна Galaxy Leader, совладельцем которого является компания израильского бизнесмена Рами Унгара. Регулярные нападения дронов, ракет, атаки на лодках идут почти каждый день: 6 декабря британское Управление морских торговых операций (UKMTO) выпустило официальное предупреждение об опасности судоходства в данном районе. 11 декабря UKMTO сообщило о нападении на судно в 15 милях к западу от Мокки в Йемене. На помощь ему пришел эсминец USS Mason. 12 декабря ракетой атакован норвежский танкер Strinda. 13 декабря UKMTO сообщило об инциденте, «связанном с безопасностью судоходства» в районе Баб-эль-Мандебского пролива между Красным и Аравийским морями.

Американские военные, базирующиеся в регионе, уже неоднократно сами, без помощи союзников, участвовали в отражении атак хуситов на гражданские суда. В акватории с ноября дежурят эсминцы USS Mason и Carney. По данным Центрального командования (СЕНТКОМ) ВС США, последний инцидент произошел 14 декабря: эсминец USS Mason защитил танкер Ardmore Encounter в Красном море от атаки двух ракет и БПЛА. Это судно ранее атаковали вооруженные люди на быстроходных лодках: охране судна пришлось вступить в перестрелку.

«Мы считаем, что свобода судоходства и международных вод – это правило международной системы, которое следует соблюдать», – заявила заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс в интервью агентству Bloomberg News 13 декабря. Она также официально признала, что Вашингтон «работает с союзниками и партнерами» для военного решения проблемы.

Представитель Пентагона Пэт Райдер заявил, что американское минобороны «в ближайшем будущем» представит более подробную информацию о «создании морской оперативной группы». Ни Хикс, ни Райдер не называли сроков. Bloomberg 14 декабря писал, что объявление о создании группы может выйти «со дня на день».

Еще 11 декабря The Washington Post (WP) со ссылкой на источники сообщала, что США собираются создать группу с опорой на союзников по Объединенным морским силам со штаб-квартирой в Бахрейне, в которые входят 34 страны (в мае из нее вышли ОАЭ). По словам собеседника WP, план Вашингтона состоит в расширении оперативной группы CTF-153, которая подчиняется командующему 5-м флотом ВМС США Брэду Куперу.

Министр обороны Ирана Мохаммад-Реза Аштиани 14 декабря, комментируя последние сообщения об американских военных приготовлениях в Красном море, назвал упомянутый Хикс план «глупым» и заявил, что США «столкнутся с огромными проблемами», если его реализуют. «Никто не может маневрировать в регионе, где мы доминируем», – добавил он (цитата по ISNA). То, что все «атаки, хотя и совершены хуситами в Йемене, полностью организованы Ираном», США объявили 3 декабря после отражения атаки на три гражданских судна эсминцем USS Carney.

США – единственный военно-морской игрок в регионе, способный организовать там постоянное дежурство, но у их флота есть задачи глобального присутствия, говорит научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. По его мнению, другие партнеры по Объединенным морским силам не спешат участвовать, пока не произошло качественного перелома обстановки: они воспринимают планы США как защиту израильского судоходства и Израиля от пусков ракет через Красное море. «А американцы, имея 5-й флот как штабную структуру, не могут наполнить ее боеготовыми судами для этой задачи», – пояснил эксперт. 

Эффективность формирования международной морской группы в Красном море будет скорее нулевой, полагает старший эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. По его мнению, для противодействия ракетным обстрелам и запускам БПЛА необходима наземная операция на побережье Йемена. «На это никто, включая США, европейцев и Саудовскую Аравию, сейчас пойти не готов», – говорит Балмасов.

Не будут участвовать в совместной морской операции и китайцы, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Пекин для охраны перевозок рассчитывает на свою зарубежную военную базу в Джибути (в районе Баб-эль-Мандебского пролива. – «Ведомости») и по этой проблеме самостоятельно ведет тесный диалог одновременно со всеми крупными государствами региона. «В крайнем случае они отправят флот для охраны торговых судов, если возникнет угроза», – уточнил эксперт.

S&P Global 6 декабря сообщило о росте стоимости страховок судов в Красном море. По данным агентства, танкеры, перевозящие до 90 000 т груза, взимают дополнительную плату «за безопасность» по $150 000 за каждый рейс при перевозке нефтепродуктов с Ближнего Востока и Индии в Африку. Общие ставки фрахта для проходящих через Баб-эль-Мандебский пролив удвоились с начала войны в секторе Газа. А 14 декабря Bloomberg узнал, что судоходная компания Maersk Tankers намерена настаивать на том, чтобы ее флот имел возможность избегать Красного моря после эскалации нападений на торговые суда в этом районе. Решение, изложенное в уведомлении, с которым ознакомилось агентство, даст компании право по своему усмотрению приказывать своим танкерам идти вокруг Африки – маршрут, который добавляет тысячи миль к стандартному рейсу.

Прошлая морская коалиция в Красном море

Международные военно-морские операции в акватории Аденского залива Аравийского моря и Красного моря уже проводились из-за атак пиратов из Сомали. В 2009-2016 гг. в рамках операции Ocean Shield безопасность судоходства обеспечивали корабли ВМС стран НАТО, включая США, а также России, Китая, Индии и др.

По словам руководителя отдела аналитики отраслевого агентства «Портньюс» Виталия Чернова, ситуация для операторов и судовладельцев отличается от проблемы с сомалийским пиратством, когда-то решенной за счет частной охраны на судах. Он пояснил, что беспилотники и ракеты такая охрана сбивать почти не может, что повышает риски. «Атаки на основном мировом морском маршруте неизбежно ведут к росту стоимости логистики», – говорит Чернов. 

Администрация президента США Джо Байдена «не исключает возможности и начала военных действий» в отношении Йемена, заявил заместитель советника Байдена по нацбезопасности Джон Файнер. Он вновь заметил, что без помощи Ирана такие атаки на гражданские суда были бы невозможны. Но, как сообщил еще 6 декабря Reuters со ссылкой на источники, Саудовская Аравия попросила США быть «сдержанными»: в Эр-Рияде опасаются распространения конфликта вокруг сектора Газа. Сдерживание атак хуситов на судоходство было среди тем, обсуждавшихся 13 декабря советником по национальной безопасности США Джейком Салливаном и саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Салманом в Эр-Рияде.

По словам Балмасова, Эр-Рияд осторожен из-за процесса нормализации отношений с Ираном. Не хотят распылять свои ограниченные ресурсы союзные саудитам ОАЭ. Иран в атаках, по его мнению, скорее играл опосредованную роль: боевики «Ансар Аллах» обладают автономией в принятии решений и определении военных целей, несмотря на помощь Тегерана. «Полностью перекрывать морской путь Тегеран не заинтересован, но может заставить считаться с собой и договариваться, в том числе по санкциям», – заключил Балмасов.