Израиль готовится взять «последний бастион» «Хамаса» в Газе
Штурм грозит катастрофой для миллиона с лишним беженцевИзраиль готовится к наземному штурму, как выразился премьер Биньямин Нетаньяху, «последнего бастиона» «Хамас» на юге сектора Газа – города Рафах, который находится на границе с Египтом, в котором закрепились четыре батальона палестинского радикального движения. Воздушная операция уже идет – телеканал Al Jazeera только 11 февраля сообщал об очередных ударах по этому городу и смертях, как минимум, 25 палестинцев от израильских обстрелов.
В этом городе, по словам генсека ООН Антониу Гутерриша, нашли убежище сотни тысяч палестинцев и потому действия израильской армии могут привести к резкому ухудшению гуманитарной ситуации в анклаве. Согласно данным ООН, сейчас в Рафахе может находиться до 1,5 млн человек (ранее там проживало более 200 000 человек).
При этом Нетаньяху 11 февраля в интервью ABC News попытался заверить, что Израиль перед началом наземного наступления предоставит безопасный проход для эвакуации мирных жителей из Рафаха. Но, отвечая на вопрос, куда дальше могут отправиться беженцы (в условиях, когда Египет категорически не хочет пускать их к себе), глава правительства сказал о работе «над детальным планом», допустив их эвакуацию на уже зачищенные от боевиков «Хамас» северные районы сектора Газа.
Кроме того, он снова выразил уверенность, что «победа [Израиля] не за горами», а сценарий без отправки войск в Рафах будет «равен поражению».
По информации израильского «12 канала», до этого Нетаньяху заявил своему военному кабинету, что с учетом фактора международного давления операция в Рафахе должна завершиться до начала священного для мусульман месяца Рамадан, который в 2024 г. продлится с 11 марта по 9 апреля. В ответ на это глава генштаба армии обороны еврейского государства Герци Халеви подтвердил готовность к такой операции, но потребовал от правительства сперва разработать план действий в отношении перемещения мирных жителей.
Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби также заявил, что у израильских военных есть обязанность убедиться, что они сделали все для защиты жизней ни в чем не повинных гражданских, которые были вытеснены в южную часть Газы. «Военные операции прямо сейчас были бы катастрофой для этих людей, и мы это не поддерживаем», – сказал он о позиции Вашингтона. В «Хамас» предупредили, что любое наземное наступление Израиля в Рафахе «подорвет» переговоры между сторонами по обмену заложниками, передает Aqsa TV.
Остро на складывающуюся на границе ситуацию реагируют и в Египте. Как передает агентство Reuters, его власти приняли решение укрепить границу с сектором Газа, опасаясь прорыва палестинских беженцев и не желая стать соучастником новой Накбы (по-арабски – «катастрофа», название исхода палестинцев в 1948 г.). В частности, к границе уже переброшено 40 танков M1A1 Abrams четвертой танковой дивизии армии Египта. Операция Израиля в Рафахе также может привести к закрытию там КПП, что отрежет для палестинцев фактически единственный путь доставки необходимых продуктов питания и медикаментов, передает Associated Press (AP). При этом, по информации The Times of Israel, Египет не будет выступать против операции в Рафахе, если Израиль возьмет на себя обязательство избегать жертв среди гражданского населения.
С другой стороны, AP и еще ранее газета The Wall Street Journal (WSJ), ссылаясь на египетских чиновников, сообщали, что Египет угрожает приостановить действие Кэмп-Дэвидских соглашений 1978 г. с Израилем, если его войска все-таки будут направлены в Рафах. Именно в результате заключения этого мирного договора Египет получил обратно Синайский полуостров, который до того был оккупирован Израилем в 1967 г., а стороны установили дипотношения.
С того времени Египет мог держать на границе с Израилем лишь ограниченный военный контингент без бронетехники. Исключения из этого правила наблюдались на практике, например, в 2013 г. на фоне восстания исламистов на Синайском полуострове, но тогда это было по согласованию с Тель-Авивом (о чем сейчас нет информации). Как пишет WSJ, в то же время Египет предупредил «Хамас», что если он так и не достигнет соглашения о прекращении огня в обмен на освобождение заложников в течение двух недель, то израильские военные неизбежно войдут в Рафах.
Уложится ли ЦАХАЛ в озвученные сроки, зависит от того, насколько израильская армия будет чувствительна к потерям – как своим, так и среди гражданского населения, говорит эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Пока что можно констатировать, что вооруженные силы Израиля не укладываются в график – в целом кампания в Газе не была рассчитана на такой значительный период и теперь разговоры ведутся уже о месяцах противостояния.
Несмотря на заявления Израиля о том, что он контролирует север Газы, там еще остаются районы сопротивления «Хамас». Что касается беженцев, то кольцо вокруг них будет сжиматься и они будут вынуждены сместиться к северу. Задача Израиля – устроить для них «резервацию», полностью огражденную израильскими минными полями и базами. Вся эта ситуация – серьезный имиджевый удар и для Египта, который заявлял, что не допустит выхода Израиля к границам с ним по всей линии. При этом сейчас Египет вряд ли готов к прямому противостоянию с Израилем, считает Семенов.
Установление Нетаньяху конкретных сроков операции Израиля до 10 марта – это политическое заявление, уверен старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь. Израиль до сих пор не выполнил свою задачу по ликвидации военного крыла «Хамас», а сама наземная операция может растянуться еще на месяцы, считает он. Частично это объясняется слабостью как региональных, так и внерегиональных игроков, которые не имеют возможности оказать решающее воздействие на ситуацию.
Для «Хамас» ситуация пока складывается неплохо – им удалось сорвать нормализацию отношений Израиля с арабскими странами, которая лишала их поддержки, и теперь группировка удерживает позиции на волне этого успеха. Сложности возникают именно у израильской стороны – по мнению эксперта, для правительства Нетаньяху прекращение боевых действий означает прекращение пребывания у власти и поэтому оно более озабочено своим будущим, чем безопасностью Израиля.