Лавров завершил латиноамериканское турне саммитом G20 в Бразилии

Там будут избегать политических споров
t.me/MariaVladimirovnaZakharova

После посещения Кубы и Венесуэлы российский министр иностранных дел Сергей Лавров прибыл 21 февраля в Рио-де-Жанейро, где стартовал саммит министров иностранных дел G20. Темой мероприятия обозначены реформа ООН, МВФ и Всемирного банка.

Перед началом первой сессии саммита Лавров планирует провести двусторонние переговоры со своими коллегами из Бразилии, Египта, Мексики, Турции и ЮАР, а также Боливии (не входит в G20), сообщил российский МИД.

В форуме принимают участие преимущественно министры иностранных дел. Но Китай и Индия будут представлены на уровне замов. Главу МИД Китая Ван И заменит Ма Чжаосюй, а индийского министра Субрахманьяма Джайшанкара – Велламвелли Муралидхаран.

Министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра заявил, что в повестке второго дня саммита – реформирование международных организаций, таких как ООН, МВФ и Всемирный банк с целью сделать эти институты «более демократическими». МИД России, в свою очередь, отмечает, что западные страны используют международные финансовые организации, роль которых будет обсуждаться на саммите, как свои кошельки. Так, одобренная G7 в январе 2023 г. программа помощи МВФ Украине объемом $15,7 млрд превышает полугодовой объем кредитов фонда всему остальному миру.

Виейра говорил также, что будут обсуждаться и вопросы глобальной безопасности, в то время как МИД Китая утверждает, что странами – участниками G20 эта проблематика, как и в целом геополитические вопросы, подниматься не будет. «Мы рассчитываем, что встреча министров иностранных дел будет способствовать укреплению солидарности и сотрудничества между всеми сторонами и внесет позитивный вклад в содействие мировому экономическому росту и глобальному развитию», – сообщила на брифинге заместитель директора по информации МИД Китая Мао Нин.

Китайские власти, отправив вместо руководителя МИДа и по совместительству главы канцелярии комиссии ЦК КПК Вана его заместителя, продемонстрировали, что разводят по разные стороны вопросы геополитики, конфликта на Украине и глобальной экономики, поясняет старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Игорь Денисов. Он напомнил, что Пекин неоднократно подчеркивал: «двадцатка» – это экономический форум и обсуждать проблемы ближневосточного и украинского конфликтов на нем неуместно. Первая сессия встречи в Рио заявлена для обсуждения «роли G20 в реагировании на международную напряженность» и участие Вана означало бы признание важности этого формата, что не соответствует позиции китайских властей, продолжает Денисов.

G20

Это форум по вопросам международного экономического взаимодействия стран с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В объединение входят 19 крупнейших национальных экономик, а также коллективные участники Африканский союз и Евросоюз. Совокупно экономика участников G20 представляет около 85% мирового ВВП, более 75% мировой торговли.

Интригой саммита можно назвать перспективу переговоров между российским министром Лавровым и госсекретарем США Энтони Блинкеном на фоне бурной реакции американских властей на смерть российского политика Алексея Навального. Последний раз они встречались на полях саммита G20 в Индии в марте 2023 г.

Вероятность встречи Лаврова и Блинкена на полях саммита маловероятна, возражает программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Олег Барабанов. С учетом общеполитического контекста двусторонних отношений кажется, что места для переговоров уже не остается. Не исключено, что Блинкен на общей встрече затронет, например, проблематику обмена российских и украинских военнопленных, говорит он «Но такого рода переговоры уже ведутся на других площадках и без участия американцев».

Ранее агентство France-Presse со ссылкой на источники в бразильском правительстве сообщило, что участники группы договорились не выпускать совместного заявления по итогам министерской встречи. А Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, написало, что некоторые участники саммита хотят отказаться от любых упоминаний о геополитических конфликтах в совместном коммюнике, поскольку достижение соглашения по этим вопросам они считают недостижимой задачей.

По мнению Барабанова, G20 обладает небольшим потенциалом для решения международных споров: «Изначально этот формат создавался как место встречи стран Запада и глобального Юга. Для обсуждения глобальных проблем у Запада есть G7, а у развивающихся стран – БРИКС. Опыт G20 показывает, что участники, как правило, обсуждают вопросы по самому низкому знаменателю или согласовывают свои интересы».