Как в мире отреагировали на теракт в «Крокус сити холле»

России сочувствуют на всех континентах
DIMITAR DILKOFF / AFP

Мировое сообщество практически единодушно осудило теракт 22 марта в «Крокус сити холле». Формулировки и тон посланий более чем из 120 стран во многом коррелируют с общим состоянием межгосударственных отношений с Россией. Реакция же простых граждан по всему миру привела прежде всего к созданию стихийных мемориалов с цветами, свечами и мягкими игрушками у здания российских посольств – здесь не было замечено разделения на дружественные и недружественные страны.

Первой зарубежной реакцией на теракт, которую удалось отследить журналистам, в 21.17 по мск стала речь координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности при президенте США Джона Кирби. Он, получив слово на плановом брифинге, выразил сочувствие родным находившихся в «Крокусе». «Прежде чем я перейду к тому, о чем готовился говорить, очевидно, что мы все видели репортажи и видео из Москвы – эту кровавую стрельбу, похоже, в торговом центре. <...> Эти кадры просто ужасны, и на них трудно смотреть. И наши мысли, очевидно, будут с жертвами этого ужасного, ужасного нападения со стрельбой. И я думаю, что, посмотрев это видео, вы понимаете, что есть мамы и папы, братья и сестры, сыновья и дочери, которые еще не получили новостей. И это будет тяжелый день. Так что наши мысли с ними», – сказал он. Помимо этого Кирби добавил, что к тому времени не было никаких признаков, что к стрельбе причастна Украина или украинцы.

У официального представителя МИД России Марии Захаровой это вызвало сразу вопрос, на каком основании официальные лица в Вашингтоне делают какие-либо выводы в разгар трагедии о чьей-либо непричастности. Также Кирби сказал, что Вашингтон заранее не располагал сведениями о нападении именно в «Крокусе», и напомнил, что еще 7 марта посольство США в России издало предупреждение своим гражданам избегать массовых скоплений из-за готовящихся экстремистских «планах нападения» в ближайшие 48 часов. Впоследствии теракт осудили госсекретарь Энтони Блинкен, который заявил, что «США солидарны с россиянами», и пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер, заявившая о том, что «Исламское государство» (ИГ, признано террористической организацией и запрещено в России) – «общий террористический враг, которому нужно везде нанести поражение».

Следом слова соболезнования семьям погибших поступили из союзной Белоруссии – сначала МИД этой страны написал во «В контакте» о том, что в Минске «с глубокой болью следят за происходящим в Москве». И уже через 10 минут первое соболезнование в адрес президента России Владимира Путина направил и президент Белоруссии Александр Лукашенко, а 23 марта именно между ними состоялся и первый телефонный разговор о трагических событиях. 24 марта МИД Белоруссии приспустил государственный и ведомственный флаги в знак скорби по жертвам теракта в «Крокус сити холле», пишет «Sputnik Беларусь». Белорусские спецслужбы помогали российским, чтобы не допустить ухода террористов из России, сообщил посол Белоруссии в Москве Дмитрий Крутой.

Солидарно с Россией день траура 24 марта объявили в Никарагуа, Абхазии, Южной Осетии и Республике Сербской (входит в состав Боснии и Герцеговины). В списке других государств, которые еще выразили соболезнования на имя президента Путина, оказались Армения, Китай, Киргизия, Туркмения, КНДР, Йемен и Лаос.

Среди первых отреагировали на теракт в Красногорске вице-президент Турции Джевдет Йылмаз, МИД Пакистана, МИД Венесуэлы, МИД Кубы (ведомства опубликовали сочувственные посты в X) и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. На следующий день в разговоре с Путиным он от имени всех казахстанцев выразил глубокие соболезнования президенту и «братскому российскому народу». Кроме того, президенту лично выражали слова поддержки лидеры Узбекистана Шавкат Мирзиёев, Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Сирии Башар Асад, Таджикистана Эмомали Рахмон.

Среди перечисленных государств – Таджикистан, чьи граждане обвиняются в исполнении теракта (их имена и фамилии стали известны вечером 24 марта в суде). Еще утром 23 марта МИД этой страны называл «фейком» первые сообщения Telegram-канала Baza об этом. Затем формулировки смягчились – в Душанбе заявили о контакте с Москвой из-за нападения на «Крокус». Наконец, в личном разговоре лидеры стран пришли к тому, что «террористы не имеют ни национальности, ни религии», и договорились о тесном взаимодействии в борьбе с терроризмом, экстремизмом и проявлениями религиозного радикализма.

Неоднозначной показалась Захаровой первая реакция на теракт в «Крокус сити холле» генсека ООН Антониу Гутерриша, чей офис сперва сообщил, что он «опечален (sadden) сообщениями о стрельбе». «Опечален? Стрельбе? Это драка в тире, что ли?» – вопрошала она. Накал страстей спал сразу после появления сообщения о том, что генсек ООН «строжайшим образом» осуждает теракт в «Крокусе» и выражает соболезнования правительству и народу России. 23 марта Гутерриш на своей пресс-конференции призвал все страны взаимодействовать, чтобы «ИГ не смогло нанести удар где бы то ни было в мире». Совет Безопасности ООН в ночь с 22 на 23 марта осудил «гнусный и трусливый» теракт.

Поступавшие из-за рубежа одна за другой реакции отличались лишь тем, что ряд стран предпочли обращаться только к пострадавшим и семьям погибших. Так поступили государства ЕС – первые слова сочувствия пришли из Германии, но за пару суток почти все члены объединения выразили свою скорбь. В наиболее отстраненной манере это сделали страны Балтии. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис в первые сутки призвал «не терять фокус», имея в виду, вероятнее всего, военный конфликт на Украине, а на следующий день от этого ведомства в X появились соболезнования «всем жертвам войн и террора вне зависимости от того, кто его совершает». Аналогично президент Эстонии Арал Карис решительно «осудил террор во всех формах». А вот президент Латвии Эдгар Ринкевич лишь поразился, «в каком сумасшедшем мире мы живем». И именно Латвия стала едва ли не единственным государством, власти которого стали препятствовать возложению цветов к зданию российского посольства (мемориал образовался на другой стороне дороги от него). В МИД России отметили, что в этой стране люди несли цветы и к закрытым в 2022 г. консульствам в Даугавпилсе и Лиепае.

Соболезнования пришли из Ватикана, Грузии, Австралии и Новой Зеландии, многих стран Южной Америки (Аргентины, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили, Парагвая, Перу, Уругвая, Эквадора), Африки и Азии (среди них Иран, Афганистан, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия). Слова поддержки высказали представители СНГ, ОБСЕ, Европейского союза, Союзного государства и НАТО. С осуждением теракта в «Крокус сити холле» выступили представители радикального палестинского движения «Хамас» и йеменские хуситы.

Показательная реакция без намека на сочувствие к жертвам теракта предсказуемо поступила с Украины. Сначала советник главы офиса президента страны Михаил Подоляк заявил, что «Украина совершенно точно не имеет никакого отношения к этим событиям», так как «никогда не использовала террористические методы ведения боевых действий». А украинский президент Владимир Зеленский и вовсе перешел к личным оскорблениям.

Международная реакция на теракт была весьма предсказуемой, говорит научный руководитель РСМД Андрей Кортунов. Для Запада важно, чтобы вся ответственность была именно на ИГ, дабы снять возможные вопросы, касающиеся Украины. Если не будут представлены железобетонные доказательства о причастности Киева к преступлению, то эта линия будет продолжаться, добавляет он.