Слабый канцлер против немощных фермеров

Протесты крестьян привели Германию на грань восстания, но политические партии затоптали протест

Начиная с легендарной Крестьянской войны в Германии 1524–1525 гг., когда народ восстал против наглеющих господ, и заканчивая движением «Ландфольк», которое оказало сопротивление чрезмерным налогам в 1920-х гг., сельские работники были движущей силой восстаний на протяжении всей истории страны. Протесты фермеров, прошедшие в Германии на второй неделе января 2024 г., – это что-то вроде последнего вздоха и жалкого конца этой великой традиции. Они даже не смогли сместить одного из самых слабых канцлеров в истории Федеративной Республики Германии.

Что же произошло? Правительство Германии при канцлере Олафе Шольце в период пандемии сформировало специальный бюджет для финансирования последствий своей катастрофической политики в отношении коронавируса. Но деньги не понадобились, потому что пандемия оказалась гораздо легче, чем представлялась официальными властями. Тогда правительство решило просто перераспределить неиспользованные миллиарды из спецфонда на борьбу с последствиями коронавируса на еще более бессмысленные меры по сокращению выбросов CO2, производимых в результате деятельности человека. Однако высшая судебная инстанция, Федеральный конституционный суд Германии, запретила ему это делать. Но поскольку правительство настаивает на своих дорогостоящих мерах по сокращению выбросов CO2, ему пришлось взять на это деньги из обычного бюджета. Поэтому оно планирует сэкономить на фермерах.

До сих пор фермеры платили за литр дизельного топлива на 20 центов меньше, чем обычные граждане, а их сельскохозяйственная техника освобождалась от уплаты транспортного налога. Именно эти две субсидии правительство канцлера Шольца хотело отменить, чтобы финансировать свою климатическую политику. Эти меры по сокращению расходов стали пресловутой соломинкой, сломавшей спину верблюда. Фермеры выехали на улицы и дороги на своих тракторах, и к ним быстро присоединились перевозчики, которые страдают от резкого повышения платы за проезд грузовиков. Затем ряды протестующих пополнились представителями и других сфер хозяйственной деятельности. После чего речь шла уже не только о привилегиях для фермеров, а о ситуации в стране в целом: климатической политике правительства (ради погоды через сто лет немцы уже сегодня станут походить на ощипанных рождественских гусей) и санкционной политике в отношении России, обременяющей и фермеров, и простых граждан. Разумеется, моя партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) поддержала эти протесты.

Такое расширение протестов было не в интересах христианских демократов (ХДС), которые проникли в руководящие органы почти всех объединений сельхозпроизводителей. ХДС просто хотела вывести пешки на шахматную доску своей «игры» против правительства канцлера Шольца, который, как известно, представляет СДПГ. ХДС хотела использовать протесты, чтобы вернуть себе популярность и оказать давление на правительство Шольца. И, конечно, ХДС хотела бы ухода канцлера Шольца со его поста.

Но в результате ХДС пришлось свести протесты фермеров к точечным и безобидным требованиям, чтобы не допустить присоединения к ним других социальных групп и АдГ. Иначе они бы просто упустили контроль над ситуацией. По этой причине объединения сельхозпроизводителей, в которых доминирует ХДС, опубликовали заявления об ограничении своих требований и исключили всех, кто хотел продлить акцию протеста. По мнению ХДС, фермеры должны выступать только за сохранение субсидий на сельскохозяйственное дизельное топливо и льгот по транспортному налогу и держаться подальше от АдГ.

Некоторые фермеры на низовом уровне, к сожалению, подчинились, другие – нет, но это разделение в целом лишило протесты необходимого импульса и влияния. А с 15 января все успокоилось. На данный момент кажется, что фермерам не удастся добиться даже принятия своих скромных требований. Правительство реализует все свои планы по сокращению финансирования, и фермеры, измученные протестами, будут вынуждены смириться с этим. А канцлер Олаф Шольц крепко держится в седле и не думает об отставке.

Однако все это не вызывает сожаления. Если бы Шольц был смещен со своего поста и состоялись новые выборы, то результатом стало бы федеральное правительство во главе с ХДС под руководством канцлера Фридриха Мерца. А он был бы еще хуже для Германии и России, чем Олаф Шольц. Хотя трудно представить, чтобы кто-то смог бы нанести Германии больший вред, чем Шольц.

Приведу пример из сферы сельского хозяйства: цены на пшеницу в Германии находятся под давлением уже несколько месяцев, поскольку все больше украинской пшеницы попадает на немецкий рынок благодаря малодушным мерам по упрощению импорта для украинцев после начала СВО. Этот вопрос неоднократно поднимался фермерами на демонстрациях, а также был частью требований некоторых демонстрантов, но замалчивался в официальных государственных СМИ. В 2024 г. планируется еще больше упростить порядок импорта, что еще сильнее усугубит ситуацию для фермеров, выращивающих зерно.

Как известно, к середине 2022 г. американские инвестиционные компании уже скупили более четверти всех сельскохозяйственных земель Украины. К таким компаниям относится, в частности, инвестиционный гигант Blackrock. А Фридрих Мерц, который станет канцлером в случае досрочного ухода Олафа Шольца, был председателем наблюдательного совета и лоббистом Blackrock в Германии с 2016 по 2020 г. Если бы этому человеку пришлось выбирать между защитой интересов американской инвестиционной компании и немецких фермеров, он, не моргнув глазом, бросил бы немецких фермеров на растерзание американской инвестиционной компании. Поэтому на данный момент будет лучше, если Шольц останется канцлером и новые выборы не состоятся.

Однако есть две группы, которые уже сейчас хотят свергнуть канцлера Шольца. Патриотическая оппозиция хочет отправить его в отставку, потому что он слишком мягко относится к США. А псевдооппозиция из ХДС хочет снять его с должности, потому что он недостаточно гибок по отношению к США. Поскольку эти две группы нападают на канцлера по противоположным мотивам, они просто не могу объединиться и выступить единым фронтом, что было бы необходимым условием для ухода Шольца. Таким образом, хотя сам он совершенно бессилен, он остается компромиссной фигурой на тот период, пока «Альтернатива для Германии» не станет достаточно сильной, чтобы взять власть в свои руки.