Росавиация заявила о наличии контраргументов голландскому докладу по Boeing

Москва не продвигает какую-либо одну версию: лайнер мог быть сбит как ракетой типа «земля – воздух», так и «воздух – воздух»
В качестве примера замруководителя Росавиации привел недавние высказывания посла США в России, который заявил: "Мы просто знаем, кто сбил самолет"/ Ministerie van Defensie

Российской стороне есть что сказать и противопоставить результатам расследования катастрофы Boeing Malaysia Airlines в Донецкой области, проведенного голландскими властями, заявил заместитель руководителя Федерального агентства по воздушному транспорту Олег Сторчевой. Вместе с тем он воздержался от каких-либо конкретных заявлений, сославшись на нормы международных правил.

В среду CNN со ссылкой на два информированных источника сообщило, что ответственность за крушение Boeing несут "пророссийские боевики". Об этом, по данным агентства, свидетельствуют собранные голландским следствием сведения, опубликованные в черновике доклада Совета безопасности Нидерландов. Окончательный вариант Нидерланды ранее обещали подготовить в первой половине октября 2015 г., а черновик пока распространяется между различными организациями и ведомствами в разных странах мира.

В документе указан точный тип ракеты, которая сбила гражданский самолет, и ее траектория, утверждал один из источников CNN. По словам второго собеседника агентства, там по минутам расписан последний рейс погибшего лайнера, указано место запуска ракеты и утверждается, что на тот момент это было на территории, подконтрольной "пророссийским повстанцам".

Как отметил замруководителя Росавиации, Москва не возлагает ответственность за крушение воздушного судна, а также не продвигает какую-либо одну версию: он мог быть сбит как ракетой типа "земля – воздух", так и ракетой "воздух – воздух". "Есть четкое понимание, что необходимо учитывать все имеющиеся данные и факты, последовательно их изучать и не искать сведения, подтверждающие какую-либо выгодную определенным силам теорию", – объяснил он. 

По его словам, в настоящий момент имеются материалы, "говорящие в пользу различных версий". Так, в пользу варианта поражения малазийского воздушного судна ракетой "воздух – воздух" "есть многочисленные записи свидетелей катастрофы, местных жителей, которые говорят о том, что видели военный самолет в небе в момент крушения Boeing". 

В частности, Следственный комитет России, заметил Сторчевой, обнародовал запись беседы с украинским военнослужащим, который утверждает, что в день катастрофы с украинского аэродрома вылетели истребители с ракетами "воздух – воздух". Но "это, конечно, все должно быть тщательно проверено и изучено", сказал он. 

"Если же исходить из версии, что самолет был сбит ракетой "земля – воздух", то объективно надо остановиться на тех данных, которые были представлены концерном ПВО "Алмаз Антей", – продолжил замруководителя Росавиации. По его словам, специалисты концерна пришли к выводу, что если самолет был поражен ракетой ЗРК, то это мог быть только комплекс "Бук М1" и пуск ее мог быть осуществлен из района населенного пункта Зарощинское.

Но, заключил Сторчевой, "только тщательная работа по изучению мельчайших деталей может определить, что явилось причиной крушения лайнера". По его мнению, различные комментарии и утечки информации о расследовании катастрофы до официального завершения следствия являются умышленным давлением на международную комиссию. 

"Не дожидаясь итогов официального расследования, сразу после катастрофы журналисты, западные политики начали молниеносно выпускать ангажированные материалы, где на основании данных, преимущественно из социальных сетей, однозначно назывались как причины катастрофы, так и виновные", – выразил он свое мнение.

В качестве примера замруководителя Росавиации привел недавние высказывания посла США в России, который заявил: "Мы просто знаем, кто сбил самолет". Однако, подчеркнул он, у Москвы есть вопросы, почему США, а также Украина до сих пор не обнародовали собственные данные. В то же время Россия, по его словам, спустя несколько дней после авиакатастрофы представила всю имевшуюся у нее спутниковую информацию.

"Россия первая и единственная обнародовала подобные сведения. Ни одна другая страна не обнародовала имеющиеся у нее данные: нет документов от Украины, касающихся переговоров военного сектора в день крушения, ни плана полетов военной авиации, ни информации о наличии и расходе ракет, ни спутниковых снимков США", – заметил Сторчевой. 

При этом, напомнил замруководителя Росавиации, российская сторона в июле прошлого года не привлекалась к международному расследованию крушения Boeing, несмотря на имеющийся у нее опыт "в части предоставления как компетентных экспертов, так и необходимого оборудования для проведения сложных экспертиз". 

Вместе с тем, продолжил Сторчевой, в настоящий момент в расследовании, проводимом Нидерландами, принимают участие авиационные власти России, а также Украины, Малайзии, США, Великобритании и Австралии. Российская сторона представлена специалистами Росавиации, Госкорпорации по организации воздушного движения и экспертами Государственного центра безопасности полетов на воздушном транспорте центрального НИИ Военно-воздушных сил Минобороны, а также концерна ПВО "Алмаз Антей".

"Хочу подчеркнуть, что российская сторона полностью открыта к совместной с комиссией [по расследованию причин катастрофы] работе. Мы готовы принимать участие в любых исследованиях, предоставлять наших специалистов, имеющиеся у нас данные", – заявил замруководителя Росавиации. "Если сказать коротко: нам скрывать нечего", – добавил он (цитаты по "Интерфаксу").

Авиакатастрофа малазийского Boeing в Донецкой области произошла 17 июля прошлого года. На борту лайнера находились 298 человек, все они погибли. На днях Малайзия официально внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение самолета. Сообщалось, что идею создания такого трибунала поддерживают Нидерланды, Бельгия, Австралия и Украина. Россия со своей стороны выступает против этого формата судебного расследования.