Минобороны выявило системные причины последних авиапроисшествий

Авиационные происшествия последнего времени вскрыли ряд системных проблем в обеспечении полетов авиации Вооруженных сил, в том числе кадровые, сообщил журналистам представитель Минобороны России. "В Минобороны проведен анализ... в связи с последними летными происшествиями. Выявлены "узкие" места, особенно в части подготовки инженерно-технических и летных кадров", - цитирует его "Интерфакс". За последние десять лет в военной авиации произошло 83 аварии и катастрофы, сообщил он. В 2014 г., по его словам, было только два летных происшествия. За июнь - июль 2015 г. в авиации ВС России произошло шесть аварий и катастроф.

Чиновник напомнил, что пять-шесть лет назад в авиационных частях прошли большие сокращения, а также был резко ограничен набор курсантов в летные и авиационные инженерные училища. Недавно прием в эти учебные заведения восстановили, но для полноценной подготовки таких специалистов требуется 5-6 лет. "Первый молодой авиационный инженер и первый летчик будет выпущен из наших вузов только в 2018 г.", - заявил представитель Минобороны.

Чтобы исправить ситуацию с кадрами, рассматривают разные варианты, в том числе возвращение в войска ранее уволенных специалистов, а также возможность ускоренного выпуска специалистов из вузов. Конкретных решений пока не принято.

Также на ситуации в военной авиации сказывается принятое несколько лет назад решение о снижении статуса инженерно-технического состава. Ранее эти специалисты стояли на офицерских должностях, затем были переведены в категорию прапорщиков, а затем и вовсе сержантов контрактной службы. "А ведь это все люди с высшим образованием!" - отметил собеседник "Интерфакса".

К кадровой проблеме добавляется то, что в военной авиации стали больше летать, а также тем, что массово начала поступать новая техника.

После крушения фронтового бомбардировщика Су-34 в начале июня 2015 г. заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Александр Юрьевич Гарнаев заявил "МК", что если в советское время приоритет в системе был у профессионализма, то сейчас в военной авиации "полная бесконтрольность, сумасшедшие разрушения всех технологических цепочек, а самое главное — сумасшедшие разрушения людской совести на всех уровнях: и на производстве, и в эксплуатации как авиационной, так и космической техники".

В ходе реформы военного образования в 2011–2012 гг. при прежнем министре обороны Анатолии Сердюкове значительная часть военных училищ была ликвидирована, а часть слита с военными академиями (переименованными в ВУНЦы), став их филиалами. Сразу после своего назначения  нынешний министр Сергей Шойгу приостановил включение Академии ПВО в Твери в состав Академии им. А. Ф. Можайского, восстановил самостоятельность Рязанского воздушно-десантного и Тюменского инженерного училищ. В мае 2015 г. очередь дошла до восстановления еще шести училищ. Однако о воссоздании нескольких десятков училищ, упраздненных ранее в ходе реформы, речь не идет, говорил источник "Ведомостей" в Минобороны, обсуждается лишь вопрос о восстановлении самостоятельности Московского общевойскового и Казанского танкового командных училищ, входящих в ВУНЦ Сухопутных войск, говорит собеседник в военном ведомстве.