Росбанк представил результаты розничного бизнеса за 2023 год

Росбанк представил результаты розничного бизнеса в 2023 году, а также представил прогнозы на 2024 год с разбивкой по секторам бизнеса.

В розничном бизнесе Росбанк в 2023 году продемонстрировал рост, опережающий темпы рынка, по всем ключевым бизнес-направлениям, а также стал лидером среди российских банков по росту NPS за год (x2 к 2022 году)*. Активная клиентская база Росбанка за год увеличилась на 11% и составила 1,8 млн человек.

«Чтобы выйти на хороший бизнес-результат, сегодня уже недостаточно множить различные варианты банковских продуктов или усиливать коммуникацию с клиентом через звонки для дальнейшей продажи. Важно поменять саму структуру коммуникации с клиентом. Ее ядром сегодня является уже не потребность клиента в кредите или кредитной карте, ее центр – это желание обзавестись домом, мечта построить свой бизнес и для этого – повысить квалификацию или научиться чему-то новому. Клиент обращается в банк за ипотекой, уже зная, как он хочет оформить новую квартиру. Наша задача сегодня – помогать ему видеть цель на протяжении всего пути подбора продукта и быть для клиента надежным партнером и финансовым советчиком. Благодаря такому подходу в 2023 году нам удалось достичь показателей гораздо выше тех, что были изначально заложены в планах», – отметил директор по розничному бизнесу Росбанка Вячеслав Дусалеев.

Кредитный розничный бизнес

Розничный кредитный портфель на 31 декабря 2023 года составил 779 млрд рублей, показав годовой рост 32%, что на треть опережает динамику рынка. Основными драйверами роста стали ипотечное и автокредитование. 

Объем розничного кредитования вырос на 93% по сравнению с 2022 годом и составил 415 млрд рублей. Драйверами роста портфеля стали ипотечное и автокредитование.

Росбанк прогнозирует, что розничный кредитный портфель продолжит свой рост в 2024 году, но темп роста будет ниже (5-10%).

Ипотека

2023 год для «Росбанк Дом» стал самым успешным в истории по объему выдач – 147 млрд рублей. Это на 59% больше, чем годом ранее, что соответствует динамике рынка. Среди всех банков это шестой показатель на рынке, среди частных банков – второй.

Среди выдач ипотечных кредитов доли вторичного и первичного сегментов разделились почти поровну, с небольшим перевесом в сторону последнего – 52%.  Доля апартаментов составила 4%, рефинансирования – 4%. «Росбанк Дом» уверенно входит в ТОП-3 по выдачам кредитов на индивидуальное жилищное строительство, их доля составила 12% от общего числа выдач.

Автокредитование

В течение 2023 года рынок адаптировался к изменениям законодательства и таможенным ограничениям. Объем выдач «Росбанк Авто» в 3 раза превзошел результаты 2022 года и составил 205 млрд рублей. Это третий показатель на рынке. Количество заключенных контрактов составило более 133 тысяч.

На фоне увеличения числа китайских брендов на российском рынке «Росбанк Авто» завоевал лидерство по количеству партнерских программ. Среди партнеров банка 27 брендов из 35 официально представленных на рынке.

Предпочтения потребителя по брендам распределились следующим образом: в Москве и Санкт-Петербурге клиенты «Росбанк Авто» больше всего приобретали автомобили марки Haval, вторые по популярности – Geely и третьи – Chery. Отечественная Lada на 9 месте. В регионах ситуация выглядит иным образом: 1 место Chery, 2 – Haval, 3 – Lada.

С начала 2023 года средняя стоимость автомобиля увеличилась на 13% и составила 2 179 000 рублей. Средняя сумма кредита на авто выросла на 15% и на начало 2024 года подошла к значению в 1 490 000 рублей. Срок кредита также увеличился на 14% с 64 месяцев до 73-х.

Daily Banking

2023 год стал периодом беспрецедентного роста пассивов и смены клиентского поведения на фоне роста ключевой ставки. Россияне не только переключились с расходования средств на сбережение, но также предпочитали рисковым инвестиционным инструментам безрисковые вклады с гарантированной высокой доходностью.  Портфель пассивов розничного бизнеса Росбанка по итогам 2023 года составил 384 млрд рублей, что на 86% превысило показатели 2022 года (и в 3,6 раз опередило темпы роста рынка). За год Росбанк привлек более 115 тысяч новых вкладчиков, что в 3 раза превысило итоги 2022 года, на 46% выросла сумма платежей по картам клиентов – до 24 млрд руб. в месяц

Согласно прогнозам Росбанка, тенденция продолжится и в 2024 году, но вряд ли окажется долгосрочной. Процентная ставка перестанет быть основным драйвером в конкуренции за деньги клиента, а будет одним из критериев принятия решения.

Борьба за клиента перейдет из финансовой составляющей в сервисную и эмоциональную.  В авангарде окажутся банки, способные предложить честные партнерские условия сотрудничества. В частности, многие игроки рынка уже поддержали существовавшую в Росбанке практику ежедневного расчета суммы остатков вместо начисления минимального остатка за месяц.

В 2024 Росбанк прогнозирует сохранение двухзначных темпов роста привлеченных средств от физических лиц на уровне 12-16%, на фоне высоких процентных ставок сегмент депозитов будет расти быстрее текущих остатков.

Premium Banking. Инвестиции

Общая удовлетворенность клиентов банковским премиальным обслуживанием в 2023 году выросла, кризис доверия 2022 года был преодолен, при этом NPS Росбанк Премиум в 2023 году показал рост в 1,6 раз*. Росбанк в 2023 году значительно инвестировал в сервисные проекты для премиальной аудитории, в том числе в развитие дистанционной модели премиального обслуживания, добавление в мобильное приложение банка функций по использованию небанковских привилегий, совершенствование функционала клиентского чата.     

C ростом ключевой ставки 2023 года выбор клиентов премиального сегмента смещался в пользу высокодоходных сбережений. Средний размер капитала клиентов Росбанк Премиум при этом вырос с 1,46 млн руб до 1,93 млн руб (+32%).

Со смягчением денежно-кредитной политики и снижением ключевой ставки в будущем мы ожидаем дальнейшего роста важности нефинансовых сервисов, доступных клиенту в рамках премиального обслуживания. Клиент будет уделять все больше внимания дополнительным привилегиям, включая лайфстайл-сервисы, привилегии в путешествиях, консультационные услуги, цифровое сервисное сопровождение 24Х7.  С ростом значимости эмоциональной составляющей при выборе премиального пакета услуг банки будут активно смотреть в сторону кастомизации пакетного наполнения, дальнейшей цифровизации сервисной модели с максимальной персонализацией под задачи клиента, в том числе при помощи алгоритмов искусственного интеллекта.

2023 год для всего рынка инвестиций и для Росбанка в частности прошел в контексте восстановления доверия к инвестиционным инструментам после шоков 2022 года. В 2023 году Росбанк предложил своим клиентам целый ряд новых инструментов, целью которых была адаптация клиентских портфелей к ситуации на рынке. В частности, был произведен запуск продуктов в валюте, в том числе – доверительное управления на замещенные облигации. Были разработаны новые стратегии на акции в виде флагманского паевого фонда, а во втором полугодии 2023 года в преддверии роста ключевой ставки был запущен фонд на денежный рынок. Таким образом по итогам года объем капитала в инвестициях на держателя вырос на 42%, а объемы продаж выросли вдвое.

На фоне рыночного консенсуса о планируемом ЦБ снижении ставок до конца 2024 года депозитные и другие казначейские продукты будут терять свою актуальность, а более длинные инструменты рынка облигаций с фиксированным купоном, наоборот, станут лидировать среди инвестиционных альтернатив. Росбанк будет ориентировать клиентов на сбалансированные стратегии, то есть совмещать ограниченный потенциал доходности акций и потенциальное «ралли» в облигациях. Это в равной степени выгодно консерваторам – фиксация доходности надолго, и агрессивным инвесторам – за счет более уравновешенного риск-аппетита.

В этом году мы также смотрим в сторону неординарных решений для поиска более высоких доходностей – это рынки IPO и ЦФА. Оба инструмента позволяют компаниям привлекать капитал в условиях высокой стоимости классического банковского или облигационного долга, при этом предлагая инвесторам хороший потенциал доходности на инвестиции.

IT-трансформация: технологии для улучшения клиентского опыта

Значительный рост транзакционной активности в 1,5 раза вместе с высокими требованиями клиентов к доступности удаленных сервисов определяет стратегическое направление на повышение стабильности и масштабируемости технологического ландшафта.

Отвечая на вызовы рынка, Росбанк внедрил новую микросервисную платформу для розничных бизнес-сервисов (РБСП), которая реализует функционал омниканального бизнес-слоя. Эта платформа основана на микросервисной архитектуре и воплощает принципы многослойной структуры с вертикальным разделением для создания гибких и многократно используемых высоконагруженных приложений. Каждый слой в этой архитектуре инкапсулирует определенную роль и область ответственности, одновременно обеспечивая независимость от других слоев. Данная архитектура способствует упрощению и оптимизации управления элементами ландшафта. Внедрение РБСП позволило существенно увеличить доступность удаленных сервисов до уровня 99,98%, повысить масштабируемость, а также снизить нагрузку на core-системы банка на 40-50%.

Вторым фокусом для Росбанка стало разумное импортозамещение. Банк осознает, что такие инвестиции несут дополнительные риски и нагрузку на бизнес-инициативы, а также являются катализатором упрощения технологического ландшафта, отказа от устаревших платформ и создания новых, высокотехнологичных систем.

Для достижения этой цели мы реализуем ИТ трансформацию розничного бизнеса, в рамках которой создаются новое фронтальное решения, новый кредитный конвейер, продуктовые движки и решение для онлайн-маркетинга.

*По результатам синдикативного исследования «Оценка уровня лояльности клиентов банков (физические лица). Синдикат банков», ООО «Ипсос Комкон», 2022-2023гг

Другие пресс-релизы