Недвижимость
Бесплатный
Антон Филатов|Надежда Зайцева
Статья опубликована в № 3700 от 21.10.2014 под заголовком: Первые заморозки в Подмосковье

Приостановлено строительство крупнейшего логистического парка Подмосковья

Строительство одного из крупнейших логистических парков Подмосковья - комплекса «Радумля» заморожено. Спрос на склады падает
t-develop.com
Склады простаивают. 500000

кв. м складских помещений арендовано и куплено в России за девять месяцев 2014 г., по данным JLL. Это на 39% меньше, чем годом ранее. Доля вакантных площадей составляет около 5% (год назад было 1%), к концу года компания ожидает увеличения этого показателя до 6-7%. В отчете Colliers International доля вакантных площадей оценивается в 3,4% - это худший показатель на российском рынке за последние три года

Строительство логистического парка «Радумля» приостановлено, рассказали три консультанта по недвижимости, работавшие с участниками проекта, и два девелопера складов, имеющие проекты неподалеку.

Логистический комплекс «Радумля» строится в 35 км от МКАД по Ленинградскому шоссе. Консультанты считают его одним из самых крупных заявленных строительных объектов в Московском регионе: планируемая площадь комплекса - около 750 000 кв. м. Первая очередь проекта (160 000 кв. м) в высокой стадии готовности: ее ввод в эксплуатацию был запланирован на конец 2014 г. Общие инвестиции в проект руководитель отдела Cushman & Wakefield Егор Дорофеев ранее оценивал в $525-565 млн.

Девелопер проекта - компания ТГК (ее топ-менеджеры строили складской комплекс «Трилоджи парк Томилино»), соинвестор - «Промсвязькапитал» и его совладелец Дмитрий Ананьев (владеет «Промсвязькапиталом» совместно с братом Алексеем). Гендиректор ТГК Александр Остапишин сказал «Ведомостям», что информация о замораживании проекта «пока не соответствует действительности», представитель «Промсвязькапитала» не смог оперативно предоставить комментарии, однако топ-менеджер одной из компаний братьев Ананьевых эту информацию подтвердил.

Причины замораживания «Радумли» участники рынка объясняют по-разному. «Спрос на склады снижается, поэтому девелопер решил подождать лучших времен», - считает один из консультантов. Кредиты под проект не брали, арендаторов нет, поэтому ТГК может себе это позволить, рассуждает он. По сведениям другого консультанта, Ананьев и «Промсвязькапитал» приостановили финансирование проекта из-за сложной экономической ситуации на рынке. «У проекта есть проблемы с финансированием», - подтверждает один из его участников.

«На севере Подмосковья среди складских проектов очень велика конкуренция: там расположены и «Логопарк «Север», и «Белый Раст», и «PNK - Северное Шереметьево», - объясняет региональный директор департамента складской, индустриальной недвижимости, земли Colliers International Владислав Рябов. - Учитывая снижение спроса на складские помещения (см. врез. - «Ведомости»), девелоперы «Радумли» так и не смогли найти своего арендатора». Многие девелоперы еще год назад рассчитывали на аренду по средней ставке $135 за 1 кв. м в год, но сейчас такая ставка из-за высокого предложения выглядит уже завышенной, что полностью меняет всю экономику проектов, рассуждает Рябов. А приспособиться к новым рыночным условиям девелоперы, по его словам, не успевают.

Рябов ожидает, что могут быть заморожены и другие складские проекты. «Несмотря на нестабильность на рынке и на то, что многие компании откладывают решения по покупке и аренде складских помещений, я не вижу крупных проектов, строительство которых могло быть заморожено», - возражает Дорофеев из Cushman & Wakefield. С ним согласен руководитель московского отделения Raven Russia (девелопер складов) Игорь Богородов. Он называет замораживание проекта «Радумля» единичным случаем: в целом спрос на складские помещения не падает, просто рынок замер в ожидании большего снижения арендных ставок.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать