В Петербурге построили в два раза больше офисов, чем нужно арендаторам

Ритейлеры сворачивают планы развития в Петербурге, а предложение новых офисов в городе вдвое превысило спрос
Евгений Егоров/ Ведомости

Торговый сегмент Петербурга пока страдает меньше, чем офисный, говорит Ольга Шарыгина из NAI Becar. Кабинетов в городе второй год строят вдвое больше, чем требуется арендаторам, оценивают аналитики «Knight Frank Санкт-Петербург». В 2014 г. ввод офисных площадей составит около 260 000 кв. м (плюс 19% к 2013 г.), на 2015 г. заявлено около 280 000 кв. м, оценивает Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Санкт-Петербурге. После кризиса темпы строительства бизнес-центров опережают темпы их поглощения, эта тенденция сохранится и в следующем году, предупреждает Марина Пузанова из «Knight Frank Санкт-Петербург» . По ее оценке, при консервативном сценарии развития рынка до конца 2016 г. спрос ожидается на уровне 120 000-130 000 кв. м в год.

Что свободно

По данным NAI Becar, показатель вакантности в бизнес-центрах класса А в III квартале вырос до 16,4% (плюс 7% к аналогичному периоду 2013 г.), а в классе В увеличился до 9,2% (плюс 2,7%). Аналитики прогнозируют: кабинеты станут освобождаться и арендодатели будут вынуждены идти на снижение ставок, чтобы удержать арендаторов. Управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин считает, что снижать ставки будут только объекты с «не лучшим месторасположением и концепцией», а также «устаревшие». Пузанова говорит, что все больше компаний решаются на переезд в «офисные центры сопоставимого качества, но расположенные вдали от центра города», чтобы уменьшить расходы на аренду. По наблюдениям Золина, арендаторы «оптимизируют», т. е. сокращают, занимаемые площади. Впрочем, есть и такие, кто, напротив, их расширяет - «чаще всего в этом году увеличивали площади производственные и IT-компании», отмечает он. «Сенатор», по его словам, намерен в ближайшие два года вывести на рынок еще 60 000 кв. м арендопригодных офисных площадей и «активно рассматривает варианты по приобретению действующих объектов», в первую очередь комплексов класса А и В+ в центре города.

Что меняется

По итогам 2014 г. в Петербурге введут около 120 000 кв. м торговых площадей, говорит Лежнева. Пока что открыто три торговых центра: «Адмирал», «Монпансье» и «Европолис». До конца года ожидается открытие еще двух небольших комплексов. Для сравнения: в 2013 г. было открыто девять торговых центров общей площадью 346 000 кв. м, что стало рекордным показателем за последние семь лет, говорит Лежнева. В следующем году прогнозный объем еще ниже - около 62 000 кв. м в четырех объектах, среди которых будет первый профессиональный аутлет в Петербурге - Outlet Village Pulkovo компании Hines, отмечает она.

Объем нового строительства торговых комплексов в 2014 г. оказался наименьшим с 2009 г., к концу года общее количество качественных торговых площадей составит 2,1 млн кв. м, оценивает Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований JLL в Петербурге.

Ритейлеры заявляют о пересмотре планов по развитию в России в связи с падением продаж. Prisma приостановила дальнейшее развитие сети в Петербурге, финская группа Stockmann собирается закрыть 80% магазинов Seppala, Adidas свернул планы по открытию новых магазинов и объявил о закрытии существующих, перечисляет Фадеев. По данным JLL, закрывает магазины под брендами Esprit, OVS, River Island компания «Маратекс», сокращает количество ресторанов сеть «Евразия».

Средний объем вакантных площадей в ТРЦ увеличился к концу года до 9-12%, а в отдельных малопривлекательных объектах составил 40-50%, констатирует Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга «Knight Frank Санкт-Петербург». Арендные ставки пошли вниз, уменьшившись от 10 до 35% с декабря 2013 г., добавляет он.