Обвал рубля не спровоцировал роста цен на номера в московских отелях в 2015 году

Рублевые тарифы поднялись всего на 2% – до 8000 рублей
Обвал рубля не спровоцировал роста цен на номера в московских отелях в 2015 г./ Е. Разумный/ Ведомости

"Минувший год охарактеризовался для российского гостиничного рынка рядом изменений: полным переходом на рублевые денежные потоки – как в плане доходов, так и в плане расходов, локализацией спроса, значительным ростом числа гостей из российских регионов – как бизнесменов, так и туристов, перемещением источников зарубежного спроса с Запада на Восток, ростом загрузки и сложностями с увеличением стоимости проживания в долларовом выражении во всех сегментах", - комментирует Веллер.

Качественные гостиницы и в Москве, и в Санкт-Петербурге практически во всех сегментах приняли в 2015 г. значительно больше гостей, чем в предыдущем году. Средняя загрузка по рынку выросла в Москве на 4,2% (на 2,7 п. п.) в абсолютном значении, достигнув 67,5%, а в Петербурге – на 12,8%, (7,3 п. п.) до 64,3%, подсчитала руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.

Аналогичные данные приводит и Cushman & Wakefield. По подсчетам компании, в прошлом году Москву посетили около 6,1 млн иностранных туристов, что на 7% превышает показатель 2014 г. (5,7 млн человек). Средняя загрузка качественных гостиниц Москвы составила 65,5-66% (рост к итогу 2014 г. составил порядка 2 п. п.). "При этом загрузка росла во всех сегментах спроса", - говорится в отчете компании.

По данным Веллер, доходность на номер (RevPAR) в рублевом выражении на рынках Москвы и Санкт-Петербурга также продемонстрировала позитивную динамику. Причем рынок Санкт-Петербурга бьет рекорды по этому показателю с увеличением в 26,3% по сравнению с 2014 г. В Москве рост был более скромным и составил 7%. Эксперты Cushman & Wakefield оценивают рост доходности московских отелей и вовсе в 5% (3900 руб.). Но фактически гостиницы Москвы показали отрицательную доходность, считает Марина Смирнова, партнер и руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield. «Учитывая уровень инфляции (12,9%, по данным Росстата), это означает фактическое снижение доходности гостиниц Москвы. А значит, на фоне наметившегося роста спроса в 2016 г. отели Москвы будут пытаться компенсировать упущенную в 2015 г. прибыль ростом цены», - говорит Смирнова.

Рост рублевой доходности на номер продемонстрировали только отели класса luxury - на 18% до 7500 руб. на номер, подсчитали в Cushman & Wakefield. В остальных сегментах наблюдалось падение доходности за счет снижения цены номера. Наиболее существенным стало снижение RevPAR в сегменте еconomy (-8%) из-за высокой доли старого или не имеющего профессионального управления номерного фонда. Таких номеров в сегменте около 70%. Следствием этого стало перетекание спроса в более высокий ценовой сегмент, размещение в котором стало доступнее. "Выгодные условия размещения привлекли потоки иностранных туристов. В результате уровень заполняемости в верхнем и люксовом сегментах показал положительную динамику по сравнению с 2014 г.", - говорит заместитель директора по развитию компании CBRE Станислав Ивашкевич.

Цены на номера медленно растут

В прошлом году цены на гостиничные услуги росли в рублях и падали в долларах. По подсчетам JLL, в Москве рублевые тарифы (ADR) выросли в среднем на 2% до 8000 руб., в Петербурге - почти на 9% до 6200 руб. При этом основными драйверами динамики среднего показателя по рынку выступили наиболее дорогие, верхние сегменты.

В Санкт-Петербурге люксовый сегмент завершил год с ADR почти в 13 000 руб., в Москве – около 15 000 руб. В обоих случаях зафиксирован двузначный рост показателя по сравнению с 2014 г. – на 14% в Москве и на 19% в Петербурге (данные компании JLL).

Однако в долларовом выражении и доходность, и стоимость номеров в российских отелях существенно снизилась. По подсчетам Ивашкевича из CBRE, показатели ADR и RevPAR снизились в среднем на 20-30%.

Многие отели не открылись

Из 5200 номеров, заявленных к открытию на российском рынке в 2015 г., было введено всего 3700, подсчитали в JLL. Произошло это из-за нестабильной экономической ситуации в стране - кредитные деньги дороги или недоступны, перспективы даже на ближайшее будущее не ясны. В таких условиях многие девелоперы не чувствуют уверенности в возврате на вложенные средства и не рискуют продолжать реализацию проектов, говорится в отчете JLL.

В прошлом году гостиничное предложение Москвы пополнилось 972 новыми номерами (прирост на 6,3%) за счет открытия пяти гостиниц, подсчитали в Cushman & Wakefield. В JLL подсчитали, что под международными брендами в Москве открылось три отеля с общим номерным фондом 757 номера - это Ibis Dynamo, Hampton by Hilton Strogino, Marriott New Arbat.

В ушедшем году в Москве не было открыто ни одной гостиницы класса luxury или upscale. В Санкт-Петербурге вообще не открылось ни одного нового брендированного отеля.

В 2016 г. в Москве и Санкт-Петербурге заявлено к вводу около 2600 брендированных гостиничных номеров, причем абсолютное большинство – почти 2200 номеров – должны появиться в Москве, говорится в отчете JLL. Около половины из заявленных в обеих столицах проектов относятся к среднему сегменту, что скорее всего является следствием подготовки к надвигающемуся чемпионату миру по футболу 2018 г. и планированием средств размещения для массового спроса.

Расчет на платежеспособных туристов

В текущем году эксперты прогнозируют небольшой рост рублевых и стабилизацию долларовых цен на номера столичных отелей. "В ближайшее время у отелей всех сегментов должна появиться возможность начать наращивать тарифы на фоне растущего спроса. Стабилизация геополитической ситуации в мире и внешнего имиджа России помогут увеличить количество гостей из-за рубежа и частично вернуть западный спрос с более высоким уровнем платежеспособности», - комментирует Татьяна Веллер.

Рост цены размещения составит 1-4% в текущем году, прогнозируют в Cushman & Wakefield.