Иногородние покупатели приобретают примерно четверть жилья в Петербурге и пригородах

Чаще всего это жители сырьевых регионов или ближайших областей
Жилье в Петербурге часто покупают родители иногородних студентов и те, кто ищет тут работу / Евгений Егоров/ Ведомости

Доля региональных сделок в общей структуре продаж на рынке Петербурга и пригородной зоны Ленобласти в первом полугодии 2017 г. составила 25,7%, а за 2016 г. – 24%, подсчитал консалтинговый центр «Петербургская недвижимость». У «Главстрой-СПб» на региональных покупателей в первом полугодии приходилось около 33% сделок (в прошлом году – 35%, в 2015 г. – 30%), рассказал руководитель аналитического центра компании Петр Буслов.

За последние два года доля региональных покупателей в группе «Эталон» увеличилась примерно на 3% и по итогам II квартала 2017 г. составила около 37%, передал через пресс-службу гендиректор АО «ГК «Эталон» Дмитрий Кашинский. В общем объеме продаж группы ЛСР эта доля составляет 40%, комментирует руководитель отдела продаж девелоперского подразделения группы ЛСР в Петербурге Антон Белоусов. По его словам, у региональных покупателей наиболее востребованы квартиры в комплексах комфорт- и бизнес-класса – 40 и 43% соответственно, в элитном сегменте этот показатель составляет 22%.

По ряду находящихся в продаже объектов RBI более 50% договоров заключено с покупателями из регионов, говорит директор управления стратегического маркетинга и исследований рынка холдинга RBI Вера Сережина. По ее оценке, в 2016 г. общее количество сделок компании с покупателями из других регионов составило 47%, в первом полугодии 2017 г. – порядка 40% в проектах комфорт-класса и 30% – бизнес-класса.

В элитном ЖК «Привилегия» на Крестовском острове процент иногородних покупателей в 2016 г. составил 32,6%, в этом году – 11,7%, сообщила пресс-служба ГК «Еврострой».

Наибольшее количество сделок заключается с покупателями из Мурманской, Архангельской, Новгородской и Псковской областей, Москвы, Республики Коми, Красноярского края и Карелии, перечисляет руководитель отдела проектного консалтинга КЦ «Петербургская недвижимость» Евгения Литвинова. Среди покупателей преобладают жители городов и регионов, в которых расположены компании – экспортеры сырья, замечает Кашинский. По оценке Буслова, около 20% спроса приходится на долю ближайших областей. Лишь 20% региональных покупателей приобретают жилье при помощи ипотечного кредита, остальные вносят полную стоимость квартиры, вырученную от продажи недвижимости в своем городе, добавляет Буслов.

По словам Литвиновой, девелоперы активно открывают представительства в регионах, участвуют в региональных ярмарках недвижимости. У «Эталона» 15 офисов продаж, в том числе во Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске, Магадане, Норильске, Петропавловске-Камчатском.

У группы ЛСР есть офисы в Мурманске и Сургуте и партнеры в других городах. Себестоимость содержания регионального офиса со штатом 3–4 человека председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш оценивает примерно в 1 млн руб. в квартал, чтобы окупать эти расходы, застройщику нужно совершать в регионе 10-15 сделок в квартал, т. е. около 60 в год. При заключении соглашений с местными агентствами недвижимости девелоперы платят за каждую сделку комиссию около 70 000–100 000 руб., добавляет Тетыш.

«В маленьких городах, где практически все жители знакомы друг с другом через одно рукопожатие, важно с самого начала построить дружеские отношения с клиентами. Тогда вероятность повторной покупки серьезно увеличивается», – отмечает Кашинский. Часто региональные покупатели следуют за своими земляками, которые уже приобрели жилье в Петербурге, добавляет Буслов. Среди мотивов для покупки жилья в Петербурге он называет обучение детей (так поступает примерно треть родителей иногородних студентов), переезд «молодых пенсионеров» в основном из регионов Крайнего Севера, инвестиции, а также поиск высокооплачиваемой работы. После получения привлекательного предложения о работе переезжают срочно, поиск подходящей квартиры может ограничиться двумя неделями, говорит эксперт.

Иногородние покупатели покупают квартиры большей площади, чем жители Петербурга и области, заметила руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории метров» Елизавета Яковлева. В сегменте жилья эконом- и комфорт-класса покупатели из регионов выбирают квартиры недалеко от станций метро, а вот предпочтений по району у них, как правило, нет, говорит Буслов. По наблюдениям, региональные покупатели жилья более высокого класса традиционно любят Васильевский остров, считая его уголком старинного Петербурга и в то же время более доступным по цене, чем Центральный или Петроградский районы.

Важный критерий для региональных покупателей – наличие отделки, замечает Кашинский. «Управлять ремонтом, находясь за тысячи километров, проблематично», – объясняет он.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)