Спрос на склады в регионах бьет исторические рекорды

С начала года продано и сдано в аренду более 600 000 кв. м логистической недвижимости
Андрей Гордеев / Ведомости

Общий объем сделок на региональном рынке складов за первое полугодие 2023 г. составил 627 000 кв. м, указано в аналитическом отчете консалтинговой компании NF Group. Из него следует, что это самый высокий показатель для первых шести месяцев года за всю историю наблюдений. К примеру, в первой половине прошлого года различные компании арендовали или приобрели 318 000 кв. м складов (630 000 кв. м – за все 12 месяцев). В январе – июне 2021 г. объем сделок был еще меньше – 281 000 кв. м, в первом полугодии 2020 г. ситуация была чуть лучше – 394 000 кв. м.

Тенденцию на увеличение активности на региональном рынке складов подтверждают и другие консультанты, правда, их расчеты отличаются от данных NF Group. К примеру, по словам руководителя департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерины Ногай, по предварительным данным, в российских регионах (без учета Московского региона и Санкт-Петербурга) с января по июнь было сдано и куплено 454 000 кв. м складских площадей. Тем не менее и она называет текущий спрос «рекордным».

Среди крупнейших сделок – аренда интернет-ритейлером Ozon крупных логопарков в Саратове, Екатеринбурге и Казани. Кроме того, логистический оператор «Деловые линии» договорился в этом году снять 40 000 кв. м в индустриальном парке «Тура 2.0» в Татарстане.

Увеличение спроса на склады в этом году – это продолжение тенденции, которая началась еще в 2021 г., считает старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев. Он уточняет, что в прошлом году рост этого сегмента замедлился из-за нестабильности на рынке после начала СВО. «Онлайн-ритейлеры, несмотря на уже имеющиеся у них объемы складских площадей, продолжают развивать логистическую инфраструктуру по всей стране, в том числе в отдаленных и менее населенных регионах», – объясняет он.

С этим согласен и региональный директор департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Виктор Афанасенко, который также говорит, что крупные ритейлеры и компании из сектора электронной коммерции расширяют свое присутствие в регионах, открывая новые магазины и увеличивая поставки. Все это, по его словам, приводит к росту числа товаров, которые требуется хранить и обрабатывать на складах. А директор компании «Ricci | Склады» Дмитрий Герастовский обращает внимание на то, что многие региональные и московские компании, которые ранее планировали сами строить склады для собственных нужд, в итоге вынуждены были обратиться к профессиональным девелоперам. Это, по его мнению, также привело к росту количества сделок в регионах.

Активность на рынке складов во многих городах России будет продолжаться и дальше, уверены опрошенные «Ведомостями» эксперты рынка. Региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко говорит, что доля свободных площадей во многих российских городах сокращается. К примеру, в Самаре и Казани уровень вакансии в течение последнего полугодия составлял менее 1%, добавляет Ногай. Аналогичная ситуация складывается и в Екатеринбурге. А в Новосибирске и Краснодаре, по ее словам, наоборот, освобождаются новые складские блоки, что ведет к увеличению доли свободных помещений и снижению арендных ставок.

Сдерживает развитие онлайн-ритейлеров и логистических операторов дефицит качественных складов, отмечают эксперты. Так, по данным NF Group, в первом полугодии в регионах было введено всего 308 000 кв. м логистических площадей. Но приход крупных игроков может стать стимулом для строительства объектов, уверен Алябьев. Он напоминает, что тот же Ozon уже договорился с девелопером «ПФО групп» о возведении крупных логистических центров в Оренбурге и Омске по 117 000 кв. м каждый. Более того, по оценке Алябьева, только в ближайшие два года общая площадь таких объектов может увеличиться еще на 4 млн кв. м – в первую очередь за счет развития региональных логистических мощностей.

«Развитие региональной логистики – ключевой приоритет компании, так как это позволяет быть ближе к потребителю и сократить сроки доставки», – говорит представитель Ozon. По его словам, с 2020 г. объем логистической инфраструктуры у онлайн-ритейлера вырос в 6 раз и компания не планирует останавливаться.