Прокуратура предварительно запретила работу штабов Навального

Остальные структуры политика до суда должен запретить судья
Работа всех организаций Алексея Навального будет, видимо, приостановлена еще до решения о том, являются ли они экстремистскими/ Максим Стулов / Ведомости

В Мосгорсуде 26 апреля прошла досудебная беседа сторон по делу о признании Фонда борьбы с коррупцией и Фонда защиты прав граждан Навального (ФБК и ФЗПГ, внесены в реестр иноагентов) и движения «штабы Навального» экстремистскими организациями.

На заседании стало известно, что прокурор Москвы Денис Попов приостановил до суда деятельность штабов Навального и ходатайствовал о приостановке зарегистрированных как НКО ФБК и ФЗПГ, поскольку в отличие от движения приостановить их работу может только суд. Согласно заявлению прокуратуры Москвы, деятельность штабов приостановлена из-за продолжающейся противоправной деятельности и проведения незаконных акций.

В аккаунтах штабов Навального в соцсетях (например, в Telegram и во «В контакте») появилось сообщение о вынужденной приостановке работы. «К сожалению, работать в прежнем формате мы больше не можем, это небезопасно для наших сотрудников и наших сторонников», – говорится там. Страницы штабов на всех площадках, как сообщается, будут заморожены, названия сменят, а информацию максимально обезличат. В сообщении ФБК утверждается, что сотрудники штабов продолжат «бороться с коррупцией, с партией «Единая Россия», которая обворовывает нашу страну, и с Владимиром Путиным, который строит себе дворцы на бюджетные деньги и убивает своих политических оппонентов». В России работает 37 штабов Навального. В начале марта лидеры движения объявляли о планах по открытию штабов еще в 10 городах.

Само дело о признании ФБК и штабов Навального экстремистскими слушается в закрытом режиме из-за наличия засекреченных документов. В сообщении объединения адвокатов «Команды 29» говорится, что защитники ФБК попросили обсудить в суде ходатайство прокуратуры. В ответ судья заявил, что такое ходатайство не подлежит обсуждению – судья принимает решение единолично. У суда будут сутки – до 27 апреля – на вынесение решения по ходатайству о приостановке работы ФБК и ФЗПГ. ФБК был включен в реестр иностранных агентов осенью 2019 г. Основанием для этого стали денежные переводы испанца Роберто Фабио Монда Карденаса, а также россиянина Михаила Маслихова через американскую компанию производителя дверей.

Разрешили гулять

26 апреля Мосгорсуд частично удовлетворил апелляционные жалобы по делам Арамена Арамяна, Владимира Метелкина и Наталии Тышкевич из издания DOXA. Журналистам разрешили прогулки с 8 до 10 утра. Ранее – согласно мере пресечения в виде запрета определенных действий – подозреваемым запрещалось покидать дом с 00.00 до 23.59. В остальном меру пресечения оставили без изменений.

Представляющий ФБК адвокат Владимир Воронин сообщил «Ведомостям», что успел ознакомиться с частью материалов, которые считаются секретными. По его словам, прочитанное им содержит общедоступные данные. «Там просто описание того, что происходило с ФБК с момента начала его существования, кто что делал в фонде на протяжении многих лет», – говорит адвокат. Воронин полагает, что материалы дела засекречены, для того чтобы их и само это дело нельзя было обсуждать. По его мнению, те, кто засекретил дело, боялись публичности и медийности и хотели, чтобы люди обращали на процесс меньше внимания. Воронин добавил, что из-за большого числа томов в деле процесс может затянуться. Возможно, к делу приложены какие-то результаты оперативно-розыскной деятельности, что стало юридической основой засекречивания, говорит бывший сотрудник спецслужб.

Координатор штаба Навального в Томске и депутат гордумы Томска Ксения Фадеева сообщила «Ведомостям», что штаб в городе приостанавливает свою работу. Она отметила, что силовики могут прийти в их штаб, даже если он поменяет место аренды. Однако ключевым для решения вопроса о продолжении работы будет уже окончательное решение суда. «Если нас признают экстремистской организацией, мы не сможем работать – это будет чревато», – говорит Фадеева.

Политолог Александр Кынев считает, что деятельность штабов Навального была почти парализована с конца января, после того как значительная часть организаторов либо выехала из России, либо была арестована. Приостановка штабов мало на что влияет, говорит он, так как их работа всегда шла в онлайне и касалась прежде всего региональных социально-политических кампаний. Чем больше власть будет разрушать структуры Навального, тем больше об этом будут говорить, полагает политолог.