Россию обслуживает уже миллион курьеров

Каждый шестой россиянин уже имел опыт работы в доставке
Рост зарплат косвенно говорит об увеличении спроса на курьеров/ Евгений Разумный / Ведомости

В России стремительно растет количество курьеров, но спрос на них растет еще быстрее. В 2021 г. в сфере доставок работало 830 000 человек, в 2023 г. – уже более 1 млн человек. Такие данные приводит в исследовании Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) со ссылкой на статистику нескольких игроков рынка, в том числе «Авито», «Самокат» и «Зарплата.ру». По оценке авторов исследования, каждый шестой россиянин имел опыт работы курьером.

Во всех видах доставки, включая услуги по перевозке грузов и доставку в пункты выдачи заказов, количество курьеров превысило 1 млн человек, говорит главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. На II квартал 2023 г. в сфере курьерской доставки занято около 1,2 млн человек, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но точное количество курьеров назвать сложно, поскольку для многих россиян доставка – не основной вид деятельности, а подработка. Так, по данным РАЭК, 38% курьеров совмещают работу с учебой, 16% – с другой работой.

Рост спроса на курьеров начался в 2020 г. в связи с пандемией COVID-19. В 2020 г. прогнозировалось, что к 2024 г. почти 450 000 человек будет занято в России в качестве курьеров, говорится в исследовании РАЭК. Но в 2022 г. востребованность доставщиков превысила ожидания.

В 2022 г. количество вакансий курьеров в России выросло на 113% по отношению к 2021 г. и составило 300 000. С января по май 2023 г. число вакансий для курьеров оказалось на треть (33%) выше, чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали в hh.ru по запросу «Ведомостей».

«Примерно с ноября прошлого года спрос на курьеров превышает предложение», – говорит руководитель «Яндекс доставки» в России Тембот Керефов. По его словам, обычно с дефицитом курьеров рынок сталкивался только в периоды распродаж, перед праздниками или в экстремально плохую погоду. Но начавшийся в 2022 г. дефицит курьеров продолжается до сих пор, подчеркнул Керефов.

Рост зарплат косвенно говорит об увеличении спроса на курьеров, подтверждает тенденцию руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова. По данным Superjob на июнь 2023 г., средняя зарплата пешего курьера или курьера на велосипеде/самокате в Москве увеличилась на 9% до 60 000 руб. в месяц (максимальная зарплата может достигать 100 000 руб. при большом числе доставок). Средняя зарплата водителя-курьера выросла на 6% за год до 90 000 руб. в месяц, причем максимальный заработок может быть 170 000 руб. в месяц.

По оценкам «Яндекс доставки», стоимость привлечения курьера в мае 2023 г. к маю 2022 г. действительно выросла в 3–4 раза. С одной стороны, тенденция связана с развитием e-commerce и ростом спроса на доставку, а с другой – с сокращением трудовой миграции, отмечает Керефов. Число поисковых запросов о «работе курьером» в мае 2023 г. год к году сократилось на 26%.

В преддверии летнего сезона спрос на курьеров также увеличивается – во многом из-за того, что доставка товаров на дачи и за город становится все более популярной, продолжает Голованова. Кроме того, весной и летом многие потенциальные работники уходят на стройку, так как там существенно выше средний доход, и привлекать курьеров становится сложнее, добавляет Керефов.

В Ozon на июнь 2023 г. трудоустроено 6500 курьеров, тогда как в 2022 г. – 6000, сообщил представитель компании. «Объем заказов Ozon увеличивается в 2 раза из года в год. На фоне такого интереса к электронной коммерции мы отмечаем повышение спроса на курьерские услуги – он пропорционален росту числа заказов», – сказал он. У «Вкусвилла» в мае 2023 г. было 7000–8000 курьеров, сообщил представитель ритейлера. В 2022 г. количество доставщиков увеличилось вдвое, добавил он.

Всего же в 2022 г. российский рынок курьерской доставки вырос на 24,5% и его объем достиг 1,7 трлн руб., подсчитали в РАЭК. Почти половина (47%) онлайн-продаж пришлась на продажи маркетплейсов, но основным драйвером роста стала доставка из супермаркетов, которая выросла за год на 66%. По оценке ассоциации, всего в России на рынке доставки работает более 1700 компаний, но треть из них оказывает услуги только в Москве, а половина работает в пяти регионах: столице и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и Екатеринбурге.

Рост спроса на курьерскую доставку связан с увеличением онлайн-продаж в целом и увеличением их доли на рынке продовольственных и непродовольственных товаров, а также доставки готовой еды, указывает Бурмистров. Драйверами роста спроса являются распространение экспресс-доставки на рынке непродовольственных товаров в b2b-продажах, где работают «Яндекс доставка» и «Сбер логистика», развитие курьерской доставки маркетплейсами (Ozon Fresh и «Маркет 15» от «Яндекса») и собственной доставки у «Авито», которая является лидером на рынке c2c-продаж, перечисляет он.

В 2023 г. рост рынка электронной торговли продолжится, но по-прежнему это будет в основном рост за счет маркетплейсов, полагает партнер Cross Insights Борис Овчинников. Если говорить именно о логистике, то будет расти количество заказов с самовывозом, с доставкой до дома силами самих интернет-магазинов, особенно в сегменте продуктов питания, а вот рынок «внешней» доставки или силами специализированных логистических компаний расти не будет, прогнозирует он.