Технологии
Бесплатный
Олег Сальманов
Статья опубликована в № 2642 от 08.07.2010 под заголовком: Подтвердите sms

Роскомнадзор наносит удар по sms-мошенникам

Роскомнадзор подготовил законопроект, позволяющий сотовым операторам оказывать услуги с оплатой через sms только после подтвержденного согласия абонента

Роскомнадзор предлагает изменить порядок сбора sms-платежей за контент-услуги, рассказал руководитель службы Сергей Ситников. По его словам, Роскомнадзор предложил Минкомсвязи инициировать поправки в закон о связи, которые обяжут операторов информировать абонентов, совершающих sms-платеж, о стоимости услуги, а также получать от него по sms подтверждение его желания совершить платеж. Другая часть поправок обязывает оператора быстро реагировать на жалобы абонентов на мошеннические услуги. Представитель Минкомсвязи сообщил, что эти предложения Роскомнадзора в министерство пока не поступали.

Введение обязательного подтверждения платежа (advice of charge; AoC) негативно скажется на выручке от контент-услуг, считает аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова. С ней согласны представители операторов «большой тройки». Подтверждение заказа услуги усложняет пользование ею – лишний шаг пугает абонентов, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Но резкого снижения выручки она не ожидает. AoC удлиняет процесс покупки, делает его менее удобным, говорит представитель МТС Ирина Осадчая. По статистике, каждое последующее необходимое действие снижает количество желающих воспользоваться услугой на 50–70%, даже если услуга интересная, легальная и востребованная, замечает она. Поэтому МТС считает, что AoC необходимо применять только к тем номерам, где зафиксированы мошеннические действия, говорит Осадчая.

Оценить возможное падение доходов операторы и аналитики не берутся. В I квартале, во время пика жалоб на sms-мошенничества, МТС и «Мегафон» временно вводили AoC на коротких номерах, вызвавших наибольшее количество жалоб абонентов. Борьба с мошенничеством стала главной причиной падения на 13% выручки МТС от контентных услуг в I квартале 2010 г. по сравнению с предыдущим кварталом, признавал президент МТС Михаил Шамолин. Оператор недополучил 563 млн руб., а его доля на рынке контента снизилась за один квартал с 43 до 39%. Доля «Мегафона» также сократилась – с 29 до 28%. Тем не менее «Мегафон» поддерживает инициативу Роскомнадзора, говорит его представитель Петр Лидов. Мошенничество наносит удар по репутации операторов, а репутационный ущерб больше выпадающих доходов, уверен он.

По большей части нововведение коснется тех услуг, по поводу стоимости которых абоненты были введены в заблуждение, считает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. Проблемы неккоректной тарификации сейчас уже практически нет, полагает Айбашева, поэтому AoC будет полезен лишь как дополнительная мера, когда абонент не осознает, что заказывает платную услугу. При этом она опасается, что усложнение пользования услугой приведет к недовольству абонентов, и считает, что эффективнее было бы дисциплинировать контент-провайдеров. Так, с февраля 2010 г. «Вымпелком» уже оперативно отключает номера, на которые поступает жалоба абонента, после чего разбирается с контент-провайдером. А с середины июля «Вымпелком» будет взимать штраф до 90% от вознаграждения контент-провайдеру за любую документально подтвержденную жалобу, говорит Айбашева.

Информирование о размере платежа и его подтверждение не всегда могут защитить от мошенничества, замечает Лидов. Сегодня законодательство не регулирует микроплатежи: оно не устанавливает единых правил использования коротких номеров, а также не дает возможности установить конечного получателя sms-платежей. Это препятствует эффективной борьбе с sms-мошенничеством, считает Лидов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать