В России широкополосный доступ в интернет есть в четверти квартир

В первом полугодии 2010 г. операторы широкополосного доступа в интернет (ШПД) в России подключили рекордное за последние два года число клиентов – около 2 млн. А проникновение этой услуги впервые превысило 25% домохозяйств

За январь – июнь 2010 г. число абонентов ШПД в России увеличилось на 1,97 млн до 13,27 млн, говорится в отчете исследовательской компании AC&M-Consulting. Теперь в 25,5% квартир, или каждом четвертом домохозяйстве, есть интернет-доступ на высокой скорости (не менее 1 Мбит/с).

В первом полугодии 2009 г., по данным «Финама», Россия превзошла по уровню проникновения широкополосного интернет-доступа Украину (24%) и догоняет Турцию (26%). Лидерами по этому показателю остаются Южная Корея (88%), Нидерланды (81%) и Дания (77%).

Скорость ШПД-подключений в России увеличивается, замечает аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков. Год назад в первом полугодии 2009 г. интернет-провайдеры подключили лишь 1,64 млн новых подписчиков, а во втором полугодии – 1,7 млн абонентов (проникновение ШПД на конец 2009 г. составило 21,7%), напоминает он.

По итогам первого полугодия 2010 г. быстрей других интернет-абонентов, по данным AC&M-Consulting, подключал «Центртелеком» – он увеличил абонентскую базу на 198 000 домохозяйств до 1,33 млн. А «Связьинвест» с учетом еще шести межрегиональных компаний связи (МРК) и «Центрального телеграфа» (предоставляет услуги под брендом Qwerty в Москве) сохранил лидерство на рынке ШПД с 5,7 млн клиентов, за ним следом идут «Комстар-ОТС» и «Вымпелком» (см. диаграмму).

Операторы ШПД стали активнее привлекать абонентов за счет относительно низких социальных тарифов, которые МРК были вынуждены ввести по настоянию Минкомсвязи, отмечает Шатиков. Например, «Дальсвязь» начала с 1 апреля предоставлять услуги безлимитного интернет-доступа на материковой части за 500 руб. в месяц, а на отдаленных территориях (Камчатке, Магадане и Сахалине) – за 1500 руб. До этого безлимитный интернет на Сахалине обходился в 3500 руб. в месяц. Введение социальных тарифов не только не снизило доходы МРК, но и привело к росту абонентской базы, радуется представитель госхолдинга Игорь Пшеничников, но деталей не уточняет.

К тому же федеральные операторы («Комстар» и «Вымпелком») и локальные игроки вроде «Эр-телекома» продолжили экспансию в новые регионы, что также подстегнуло рост подключений к ШПД, добавляет Шатиков. Темпы роста рынка ШПД увеличиваются, подтверждает гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков: после кризиса операторы начали активнее инвестировать в рекламу и маркетинг, а также в приобретение активов в регионах, говорит он. «Вымпелком» активно строит сеть, подключая новые дома, даже в тех городах, где уже присутствует, а также работает над повышением качества услуг, что повысило лояльность абонентов, передал через пресс-службу директор по развитию ШПД «Вымпелкома» Алексей Крайнов.

А сотовая связь третьего поколения (3G) и другие технологии широкополосного беспроводного доступа пока практически не оказывают влияния на рынок фиксированного интернет-доступа, считает Шатиков: такие технологии используются в качестве дополнительного подключения или как временный канал, так как мобильный интернет-трафик дороже фиксированного как минимум вдвое.