Франция признала Google доминирующим игроком на рынке интернет-рекламы

Франция признала крупнейший в мире поисковик Google доминирующим на рынке контекстной интернет-рекламы. Никакими санкциями это пока не грозит, но опыт Microsoft показывает, что антимонопольные разбирательства в Европе могут обернуться миллиардными штрафами

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Google

интернет-компания. акционеры – 80% у фондов и институциональных инвесторов, остальное обращается на Nasdaq. капитализация – $189,38 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 2009 г.): выручка – $27,55 млрд, прибыль – $7,94 млрд.

Французская антимонопольная служба Autorite de la concurrence, в течение 10 месяцев изучавшая конкурентную ситуацию на рынке интернет-рекламы в поисковых системах, пришла к выводу, что Google является его доминирующим игроком. Это значит, что действия Google во Франции могут быть ограничены местным законом о защите конкуренции, говорится в официальном сообщении Autorite de la concurrence: «Это будет ответом на вопросы других игроков этого рынка, и антимонопольному ведомству не придется вводить новые правила регулирования всего сектора». По данным Strategy Analytics, Google занимает 90% рынка поисковой рекламы во Франции, в то время как ее доля на глобальном рынке — 43%.

Из сообщения Autorite de la concurrence следует, что ведомство начало изучать этот рынок в феврале по заданию министерства экономики, финансов и трудоустройства Франции. На поисковик пожаловались компании, которым Google при попытке купить у нее рекламу навязывала долгосрочные эксклюзивные контракты. Autorite de la concurrence признала, что Google использовала ненадлежащие методы, целью которых было либо устранение конкурентов, либо «замедление» их бизнеса.

Правда, никаких санкций к Google ведомство пока не применило, лишь посоветовало сделать отношения с другими участниками рынка «более прозрачными». Исследование носит консультативный характер и не решает никаких вопросов, связанных с законностью деловой практики Google, говорит представитель Google. Рекомендации регулятора не носят обязательного характера, но будут подробно изучены Еврокомиссией, которая проводит свое расследование в отношении Google, пишет Financial Times.

Еврокомиссия заинтересовалась работой Google в Европе в феврале этого года после жалоб компаний Ciao и Foundem. Тогда Google напомнила в своем блоге, что Ciao была куплена Microsoft (у нее свой поисковик — Bing), а Foundem — член организации ICOMP, частично финансируемой Microsoft. Ранее Еврокомиссия расследовала бизнес самой Microsoft по иску норвежской Opera Software (разработчик браузера Opera): компания заплатила более $2 млрд штрафа и обязалась предоставлять пользователям самим выбирать, какой браузер использовать.

В России на рынке контекстной рекламы царит «Яндекс». По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, продажи контекстной рекламы в рунете составили в 2009 г. 11,3 млрд руб., доходы «Яндекса» от этого вида рекламы — 7,5 млрд руб., или 66,3% рынка. По закону «О защите конкуренции» компания может быть признана доминирующей, если занимает более 50% рынка. «Мы не нарушаем требования антимонопольного законодательства», — говорит представитель «Яндекса».