Зарубежные производители хотят считать себя российскими

Зарубежные поставщики телекоммуникационного оборудования просят внести коррективы в методику определения отечественного производителя, разработанную российскими чиновниками. У иностранцев прибавится шансов считаться отечественными, если к российской части себестоимости их продукта будут приплюсованы расходы на российские R&D-центры

О чем спор. 3-4

миллиарда долларов столько в среднем ежегодно тратят российские операторы на закупку оборудования для сетей связи, оценивает партнер iKS-Consulting Константин Анкилов

Зарубежные производители представили свой вариант методики на вчерашнем совещании в Минкомсвязи. Это совместное предложение пяти компаний – финско-германской Nokia Siemens Networks (NSN), шведской Ericsson, китайских Huawei и ZTE и франко-американской Alcatel Lucent, его цель – скорректировать разработанный в сентябре 2010 г. проект совместного приказа Минпромторга и Минэкономразвития, рассказала гендиректор NSN в России и СНГ Кристина Тихонова. Тот документ готовился без учета мнения зарубежных вендоров и предусматривал, что телекоммуникационное оборудование считается отечественным или зарубежным в зависимости от степени локализации, т. е. доли российских комплектующих, материалов и труда в его себестоимости. Претендовать на статус отечественного производителя могли только российские резиденты, вдобавок они должны были обладать исключительными правами на используемое в оборудовании ПО.

Правда, проект этого приказа забраковал Минюст, так что документ придется дорабатывать, заметил вчера заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер. Получить комментарии в Минюсте не удалось.

Зарубежные компании считают, что в российскую часть себестоимости необходимо включать стоимость не только местных материалов и комплектующих (на них приходится всего 15% конечной стоимости современного оборудования), но также разработок и исследований (R&D), проведенных в России, уверена Тихонова. Все крупные зарубежные вендоры имеют в России центры разработок. Расходы на R&D можно учитывать, согласен замдиректора департамента Минэкономразвития Михаил Ан. А вот затраты иностранных поставщиков на дополнительные сервисы и техподдержку российских клиентов – нет, это их конкурентное преимущество, полагает он.

Наличие статуса отечественного производителя может помочь поставщикам выигрывать конкурсы в России. В частности, преференции отечественному оборудованию были прописаны в условиях конкурсов на частоты 2,3–2,4 ГГц в 40 регионах, которые год назад выиграл «Ростелеком». Но если исходить из методики Минэкономразвития и Минпромторга, «Ростелекому» не из чего выбирать: в заданные критерии не вписывается ни один зарубежный производитель, сетует Тихонова. А российским пока нечего предложить. Изначальные условия конкурсов предполагали, что в регионах будут строиться сети стандарта WiMax, и, рассчитывая на это, российский производитель «Райтек технолоджис» договорился с зарубежными поставщиками о закупке необходимых для такого оборудования чипов, рассказывает его гендиректор Светлана Аполлонова. Но затем «Ростелеком» решил, что будет строить не WiMax, а LTE-сети, возмущается она. По условиям лицензий построить эти сети необходимо уже к концу 2011 г.

Президент «Ростелекома» Александр Провоторов вчера отказался комментировать ситуацию. Раз чиновники не определились, кого считать отечественным производителем, «Ростелеком» выберет поставщика оборудования, исходя из собственного представления об этом, говорит источник в компании.

Большинство российских производителей вообще против того, чтобы статус отечественного производителя могли получать компании, подконтрольные иностранцам. Есть сегменты, где российские производители не могут предложить альтернативы зарубежному продукту, признает гендиректор «Кроникс телекома» Сергей Кутейников, но из этого не следует, что надо давать преференции иностранцам. Наоборот, задача государства – стимулировать развитие российского производства. У государства есть и не менее важная задача – содействовать скорейшему строительству в России сетей связи, предоставляющих качественную услугу, парировал министр связи Игорь Щеголев. «Операторам нужно, чтобы через год у них было оборудование, а я сомневаюсь, что российские заводы способны через год выпустить оборудование требуемого качества, – объяснил министр. – Значит, надо думать и о трансфере технологий». Критерии, по которым определяется отечественный производитель, могут варьироваться в зависимости от типа оборудования, но методику нужно принимать в кратчайшие сроки, уверен Щеголев.