Microsoft совершит самую крупную и самую сомнительную инвестицию в истории

Microsoft совершит крупнейшую покупку в своей истории: за сервис интернет-телефонии Skype она заплатит $8,5 млрд. Несмотря на все достоинства Skype, окупить эти инвестиции будет нелегко, предупреждают эксперты

Skype

Сервис интернет-телефонии. Основные акционеры: группа инвесторов во главе с Silver Lake (56%), eBay (30%), основатели компании (14%). Финансовые показатели (2010 г., данные компании): выручка – $860 млн, операционная прибыль – $264 млн, убыток – $7 млн.

О сделке Microsoft и Skype объявили вчера – она уже одобрена советами директоров обеих компаний. За 100% Skype покупатель заплатит $8,5 млрд, профинансирована сделка будет за счет собственных средств Microsoft. Продавцы – основатели Skype и группа инвесторов во главе с фондом прямых инвестиций Silver Lake. На основе Skype будет сформировано новое подразделение Microsoft – оно будет называться Microsoft Skype Division, руководить им будет нынешний директор Skype Тони Бейтс.

Как Microsoft планирует возвращать свои $8,5 млрд? За семь с небольшим лет своей истории Skype получила прибыль лишь однажды – $42 млн в 2008 г. Дело в том, что более чем за 90% звонков, которые совершаются внутри системы (с компьютера на компьютер), Skype денег не берет. А общий объем долгосрочных долгов на конец 2010 г. составлял $686 млн.

В этой сделке финансовые показатели – последнее, на что обращала внимание Microsoft, считает предправления «Финама» Владислав Кочетков. Компания покупает не денежный поток, а огромное количество лояльных пользователей, через которых она сможет продвигать свои продукты. У Skype 170 млн активных пользователей в месяц, получается, Microsoft платит по $50 за абонента.

Но людям, которые привыкли к бесплатному Skype, не так просто что-нибудь продать. Такую попытку уже предпринимал онлайн-аукцион eBay, который в 2005 г. купил Skype у его основателей Николаса Зенстрема и Януса Фрииса за $2,6 млрд. Тогдашний гендиректор eBay предполагал, что продавцы и покупатели интернет-аукциона захотят услышать друг друга – тут им и пригодится Skype. EBay сообщала, что, используя Skype, она намерена выводить свои сервисы на новые рынки – как развитые в плане электронной коммерции рынки Японии и скандинавских стран, так и развивающиеся рынки Индии, Китая и России.

Но приспособить Skype не получилось. В 2007 г. eBay переоценила инвестиции в Skype, списав $1,43 млрд. А весной 2008 г. она сообщила, что намерена продать Skype, поскольку ее бизнес плохо сочетается с остальными направлениями деятельности компании.

В итоге в 2009 г. eBay продала 14% Skype ее основателям и 56% – инвестфондам Silver Lake, Index Ventures, Andreessen Horowitz и Canada Pension Plan Investment Board за $1,9 млрд плюс ценные бумаги на $125 млн.

С тех пор шли поиски инвестора. В 2010 г. Skype подала заявку на IPO, рассчитывая выручить около $1 млрд, но после назначения гендиректором Бейста IPO было отложено. Skype вела переговоры о продаже с Facebook, Google и Cisco Systems. А договорилась в итоге с Microsoft.

Смысл нынешней сделки неочевиден, ведь у Microsoft уже есть свои аналогичные сервисы: месенджер с возможностью звонков MSN для обычных пользователей и направление Microsoft Lync – для корпоративных, говорит аналитик IDC Петр Городецкий. Возможно, вендор хочет получить обширную базу клиентов Skype и привлечь ее в свои сервисы, в которые будет интегрирован Skype, а потом уже их монетизировать, полагает он. Microsoft до сих пор получает основную прибыль от продажи ОС Windows и программного пакета Microsoft Office. Но гендиректор компании Стив Баллмер не раз заявлял, что главным полем деятельности для Microsoft должен стать интернет. Правда, инвесторы все более скептически оценивают способность Microsoft и дальше обеспечивать рост бизнеса за счет этих направлений из-за усиления конкуренции со стороны Apple, Google и других компаний, пишет The Wall Street Journal (WSJ). К тому же онлайн-подразделения Microsoft принесли $8 млрд убытка за последние шесть лет.

Смысл этой сделки, наоборот, очевиден, не соглашается управляющий партнер фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Все крупные компании развивают «облачные» технологии (продажа программного обеспечения как сервиса), и Microsoft тоже разрабатывает свою «облачную» платформу Azure. «Облачная» платформа предполагает наличие в том числе коммуникационных сервисов, и Skype – одно из лучших решений в этой области. Приобретение говорит о возрастании конкуренции между традиционными телеоператорами и софтверными интернет-компаниями, к разряду которых сегодня можно отнести Microsoft. База пользователей Skype огромна и недаром приобрести компанию хотела не только Microsoft, но Google и Facebook, резюмирует он.

Сама Microsoft обещает в релизе, что покупка Skype сделает услуги видео- и голосовой связи через интернет более доступными как для обычных пользователей, так и для корпоративных. Например, Skype будет поддерживать выпускаемые Microsoft платформы – игровые приставки Xbox и Kinect, операционную систему Windows Phone и другие Windows-устройства. Кроме того, Microsoft свяжет Skype с уже имеющимися у нее сервисами: Lync, Outlook, Xbox Live. Корпорация также пообещала дальше поддерживать версии Skype для других платформ.

С помощью Skype Microsoft могла бы усилить свои позиции на рынке мобильной телефонии, где сейчас доминируют Apple и Google, пишет WSJ. Как раз в 2010 г. Microsoft выпустила новую версию своей мобильной ОС – Windows Phone 7. На базе этой системы отныне будут выпускаться смартфоны Nokia, в начале года вступившей в альянс с Microsoft. Прежняя ОС – Windows Mobile в последние годы теряла долю рынка (в 2 раза в 2010 г. до 4,2%, по данным Gartner). Правда, включение Skype в продукты Microsoft сопряжено с риском: здесь можно ожидать противодействия со стороны сотовых операторов, для которых Skype, предлагающая дешевую связь, – весьма опасный конкурент. Так, первые соглашения о сотрудничестве с сотовыми операторами Skype заключила лишь в прошлом году. Но чтобы иметь возможность пользоваться Skype, абоненты обязаны заплатить за специальный интернет-тариф (например, от $29,99 у Verizon).