Статья опубликована в № 2887 от 05.07.2011 под заголовком: В главных ролях: Частоты должны работать

Частоты должны работать

«Tele2 Россия»

Телекоммуникационная компания. Владелец – шведская Tele2 (100%). Финансовые показатели (2010 г.): выручка – $1,5 млрд, EBITDA – $526,7 млн.

Телекоммуникационная отрасль впечатляет своим динамичным развитием: в 2010 г. доходы российских сотовых операторов от услуги мобильного интернета выросли на 55%, а трафик передачи данных в сетях сотовой связи увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2009 г. Рынок мобильного интернета в России обладает большим потенциалом, объем данных, передаваемых по беспроводным сетям, неуклонно растет. Сегодня четверо из 10 интернет-пользователей выходят в сеть с помощью мобильных устройств.

Объем передачи данных растет лавинообразно, поэтому стали очевидными необходимость технологического развития мобильных сетей, переход к стандартам четвертого поколения. Но в нашей стране внедрение новых технологий сдерживается существующим порядком радиочастотного регулирования. Если эта проблема будет успешно решена, страна окажется в числе лидеров по внедрению систем широкополосной мобильной связи 4G.

Ценный и ограниченный ресурс – частоты – нужно использовать эффективно. Одно из очевидных решений – это введение принципа технологической нейтральности. Первые шаги на пути к технологической нейтральности уже сделаны: московские операторы GSM получили возможность строительства сети стандарта третьего поколения (UMTS) в диапазонах 900 и 1800 МГц, а операторы CDMA-2000 получили разрешение на строительство сетей этого же стандарта в диапазоне 2100 МГц по всей России. Но для кардинального изменения ситуации принцип технологической нейтральности должен быть расширен на весь спектр частот, доступных сегодня для гражданского использования.

Дополнительно стимулировать телекоммуникационные компании рационально использовать частоты может изменение порядка их оплаты. Сегодня компания, получившая лицензию и выделенную полосу частот, но не строящая сети и не привлекающая абонентов, не платит за использование спектра. Причина в том, что плата взимается за выданные частотные разрешения для конкретных передатчиков. Поэтому логичен переход от платы за выданные частотные разрешения к плате за выделенную полосу частот. Такие условия сделают невыгодным получение операторами ресурса без намерения строить сети и обслуживать абонентов. Кроме того, это позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет в размере до 10 млрд руб. ежегодно. Для этого необходимо ввести возможность продажи прав на использование простаивающих частот другим компаниям в рамках ограниченных лицензиями сроков. Во многих западных странах разрешена переуступка частот. Несмотря на то что частотный ресурс принадлежит государству, рыночные механизмы можно и нужно применять при распределении радиочастот. Это позволит сформировать вторичный рынок данного ресурса и значительно стимулировать развитие отрасли в целом.

Создание условий для справедливой конкуренции в отрасли положительно скажется не только на бизнесе и абонентах, но и может создать дополнительный источник дохода в государственный бюджет. В России существует практика проведения конкурсов на частотные ресурсы, практически бесплатных для их участников. Но в Европе они приносят государству доход.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать