В России нет пока рынка ИКТ-сервисов

Orange Business Services

Торговая марка. Объединяет компании группы France Telecom, работающие на корпоративном рынке. В России под брендом Orange Business Services работает ООО «Эквант». Финансовые показатели ООО «Эквант» (2009 г., РСБУ): выручка – 6 млрд руб., чистая прибыль – 2,6 млрд руб.

Я бы хотел поделиться тем, как мы, Orange Business Services, видим развитие рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России до 2015 г. Данные, на которые я буду опираться, взяты из различных отчетов российских и международных исследовательских компаний, таких как Garner, IDC и др., а также из собственных исследований France Telecom Orange Group, которые проводятся по специально разработанной методологии для прогнозирования развития интересующих рынков. Стоит отметить, что я рассматриваю только рынок B2B, так как Orange в России работает только на этом сегменте, и только рынок ИКТ, исключая перепродажу ПО и оборудования.

В ближайшие четыре года рынок ИКТ в целом, включая базовые телекоммуникационные сервисы и ИКТ-сервисы, в России продолжит расти в среднем на 5% в год и к 2015 г. составит примерно 560 млрд руб. (см. диаграмму 1). Что важно, рынок вырастет преимущественно за счет ИКТ-сервисов – их потребление будет расти в среднем на 11% ежегодно, в то время как потребление базовых телекоммуникационных сервисов, как мобильных, так и фиксированных, будет расти только на 0,4%. То есть мы видим, что в ближайшие годы рынок телекоммуникационных услуг останется примерно на том же уровне, что и сейчас, в то время как рынок ИКТ-сервисов ожидает двузначный рост. Поясню, что мы понимаем под ИКТ-сервисами: во-первых, это IT-приложения (внедрение различного ПО – от ERP до вертикальных приложений), во-вторых, ИКТ-инфраструктура (IT и телекоммуникационная инфраструктура). К ИКТ-инфраструктуре мы относим услуги аутсорсинга, виртуализацию, интеграционные сервисы, обслуживание и управление сетью или отдельным оборудованием, например АТС, маршрутизаторами.

Рынок базовых телекоммуникационных сервисов

Теперь более внимательно рассмотрим рынок базовых телекоммуникационных сервисов, который практически не изменится в ближайшие годы: рост составит не более 0,4% в год. Рост здесь ожидается только за счет услуг широкополосного доступа – как фиксированного (широкополосный доступ в интернет), так и мобильного (мобильные услуги передачи данных в основном M2M). Эти два сегмента будут расти примерно на 10% ежегодно. В сегменте услуг фиксированной передачи голоса и данных ожидается падение, в то время как сегмент мобильного голоса останется на прежнем уровне.

Среди телекоммуникационных сервисов наибольшее падение ожидается в сегменте услуг фиксированной передачи голоса (примерно на 3%) за счет услуг международной, междугородной и зоновой связи. В то же время внутри этого сегмента есть зоны роста – это услуги местной телефонной связи и VoIP, они незначительно вырастут.

Сегмент услуг фиксированной передачи данных останется примерно на том же уровне, рост внутри этого сегмента возможен только за счет услуг по организации корпоративных VPN-сетей и Ethernet (см. диаграммы).

Рынок ИКТ-сервисов

Рынок ИКТ-сервисов будет стремительно расти – на 11% ежегодно и к 2015 г. составит 257 млрд руб.

Наибольший рост ожидается в сегменте IT-приложений и составит ежегодно около 14%. К IT-приложениям относится в первую очередь внедрение ERP-систем, таких как SAP, Oracle, различные CRM-системы, решения для контакт-центров, ПО для конкретных вертикалей, например банковские системы, биллинг для телекоммуникационных компаний, или ПО, которое используют в любых отраслях, например Microsoft Office, решения Unified Communication, решения по безопасности. В сегменте ИКТ-инфраструктура (виртуализация, управляемые и интеграционные сервисы, аутсорсинг и т. п.) рост будет чуть меньше – около 9%.

Если сравнивать Россию с другими развитыми европейскими странами, где присутствует Orange, становится понятно, что рынок ИКТ-сервисов у нас практически не развит. Объем рынка ИКТ-сервисов в России сегодня сравним с бельгийским, при этом Россия куда больше и по размерам, и по уровню ВВП. Рынок ИКТ-сервисов в Великобритании больше российского примерно в 10 раз, и ключевая разница – в объемах потребляемых услуг аутсорсинга. Схожая ситуация во Франции, Испании и других странах. Учитывая глобальный тренд, можно говорить о том, что у рынка ИКТ-сервисов в России большой потенциал роста.

Опираясь на эти исследования и прогнозы, мы в «Orange Россия» выстроили стратегию развития компании до 2015 г., в рамках которой планируем сосредоточиться на предоставлении нашим заказчикам услуг на стыке IT и телекоммуникаций, делая фокус на разработку облачных сервисов, услуг по безопасности, видеорешений, услуг контакт-центра.