Статья опубликована в № 2888 от 06.07.2011 под заголовком: «Яндекс» мобилизуется

"Яндексу" предписали заняться мобильными сервисами

Лидер российского интернет-поиска «Яндекс» недостаточно активно развивает мобильные сервисы – такое мнение высказали вчера аналитики трех инвестбанков. Чтобы эффективнее конкурировать с Google, увеличивающей долю рынка благодаря операционной системе Android, «Яндексу» нужно последовать ее примеру, считают они
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М.Новиков
Yandex N. V.

Интернет-холдинг. владеет ООО «Яндекс», управляющим крупнейшей в России поисковой системой yandex.ru. акционеры: Baring Vostok Capital Partners (19,1%), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), другие (31,3%). Капитализация – $11,3 млрд. финансовые показатели (US GAAP, 2010 г.): Выручка – 12,5 млрд руб., Чистая прибыль – 3,8 млрд руб.

Вчера аналитики инвестбанков Goldman Sachs, Morgan Stanley и Deutsche Bank, готовивших состоявшееся в мае 2011 г. IPO «Яндекса» на NASDAQ, выпустили первые с момента размещения отчеты, посвященные бизнесу интернет-компании. По темпам роста выручки и EBITDA «Яндекс» – одна из самых быстрорастущих в мире интернет-компаний, сравнимая с китайским поисковиком Baidu и крупнейшим американским интернет-магазином Amazon, отмечают аналитики. А на российском рынке «Яндекс» лидирует: его доля в поисковых запросах составляет 65% против 22% у главного конкурента – Google.

Но позиции «Яндекса» могут пошатнуться, если он не станет уделять больше внимания сервисам для мобильных пользователей, предупреждают аналитики. На рынке интернет-поиска через мобильные устройства (смартфоны и планшетные компьютеры) «Яндекс» уступает Google, успешно продвигающей свой поиск и сервисы в развивающихся странах через операционную систему Android, говорится в отчете Morgan Stanley. Кроме того, Google заключила глобальный контракт с Apple, добившись, чтобы в браузерах выпускаемых ею телефонов iPhone и планшетников iPad был предустановлен поиск Google.

На глобальном рынке интернет-поиска Google доминирует (95%, по данным StatCounter) именно благодаря тому, что активно приспосабливает свои сервисы для мобильных устройств, говорится в отчете Morgan Stanley. Хорошие позиции у Google и в российском мобильном поиске, поскольку доля смартфонов под управлением Android и iPhone уверенно растет и в России, отмечают аналитики банка.

По данным StatCounter, доля смартфонов под управлением Android в России за год выросла почти в 5 раз до 12%. Это угрожает позициям «Яндекса» на рынке поиска, тем более что доля мобильного поиска тоже растет, отмечают аналитики Goldman Sachs. Правда, пока, по оценке Deutsche Bank, мобильные устройства генерируют менее 5% трафика «Яндекса». Около 6%, уточняет сам «Яндекс», но с июня 2010 г. по июнь 2011 г. число пользователей его мобильного поиска выросло на 280%.

Некоторые производители, например тайваньская HTC, уже начали устанавливать на продаваемые в России устройства Android «Яндекс» в качестве основного поисковика, замечает Goldman Sachs. Но «Яндексу» нужно вести себя активнее, считают аналитики Morgan Stanley, и подписывать с производителями устройств больше соглашений о предустановке своего поиска, а возможно, даже выпустить свой смартфон. Представитель «Яндекса» Очир Манджиков эти инициативы не комментирует, но указывает, что «Яндекс» давно сотрудничает с производителями мобильных устройств – Nokia, LG, Samsung, HTC, а также с популярным разработчиком браузера Opera Software. Мобилизация – одна из стратегических программ «Яндекса» на ближайшие годы, добавляет он.

Если «Яндекс» всерьез хочет конкурировать с Google и на глобальном рынке, то ему, возможно, стоило бы задуматься о собственной операционной системе для смартфонов, согласен руководитель российского офиса Acer Глеб Мишин. Но это дорогое удовольствие, реальнее договариваться с производителями о предустановке на их устройства своих сервисов – не только поиска, но и сервиса пробок, карт и др., считает он. Выпуск смартфона означал бы серьезное изменение бизнес-модели «Яндекса» и вступление в конкуренцию с глобальными вендорами, констатирует управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Проще занять долю на рынке мобильного поиска с помощью мобильных операторов, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: например, можно договориться с ними о бесплатном доступе к сервисам в обмен на часть доходов от рекламы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more