Статья опубликована в № 2999 от 09.12.2011 под заголовком: Салоны на свободу

Салоны связи вместо переговорных пунктов

В следующем году «Ростелеком» может отделить розничный бизнес от основного, после чего займется его перестройкой. Около 80% из имеющихся у компании 2500 точек продаж могут быть отданы в управление «Евросети» или «Связному»
С.Портер
ОАО «Ростелеком»

Универсальный оператор связи. Акционеры – «Связьинвест» (43,4% голосующих акций), АСВ (7,4%), ВЭБ (2,4%). Капитализация на ММВБ – 474,3 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2011 г.): выручка – 217,5 млрд руб., чистая прибыль – 29,4 млрд руб.

О планах выделить розничный бизнес в отдельную компанию упомянул вчера во время телефонной конференции для инвесторов президент «Ростелекома» Александр Провоторов. Сейчас у оператора 2500 точек продаж, но почти все это «переговорные пункты советского образца», многие из которых неэффективны, а количество проходящих через них транзакций крайне невелико, сказал он. Неэффективные точки продаж будут закрываться, а вместо них должны открыться новые, переформатированные в современные салоны для продажи широкополосного интернет-доступа, телефонной связи, контрактов на мобильную связь и др.

Стратегия розничного бизнеса «Ростелекома» вынесена на совет директоров, добавил Провоторов. Но судить о том, какой эффект этот бизнес оказывает на финансовые показатели всего «Ростелекома», пока сложно, так как он интегрирован в компанию. Отделив его, «Ростелеком» сможет судить об этом точнее, надеется Провоторов.

Если выделить розницу в отдельное юридическое лицо, «Ростелекому» будет легче оптимизировать этот бизнес с финансовой точки зрения и увеличить его прибыльность, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. У МТС розница также отделена – сетью салонов управляет 100%-ная «дочка» РТК. Монобрендовые салоны «Мегафона» тоже де-юре контролируются самостоятельной компанией «Мегафон ритейл», хотя позиционируются как часть оператора, говорит его представитель Карен Асоян. И лишь у «Вымпелкома», чья монобрендовая сеть салонов невелика, все они входят в структуру компании, говорит пресс-секретарь оператора Анна Айбашева.

Большую часть своих салонов «Ростелеком» намерен отдать в управление, напомнил Провоторов, и переговоры ведутся с крупными мультибрендовыми сетями. Крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть» участвует в переговорах, подтвердил ее президент Александр Малис, но не стал комментировать детали. Ведет такие переговоры и «Связной», рассказывали ранее «Ведомостям» менеджеры, близкие к этой компании и к «Ростелекому» (вчера представитель «Связного» не ответил на звонок). Под управлением самого «Ростелекома» останется лишь около 20% салонов, в первую очередь флагманских, первый из которых откроется до конца декабря на Урале.

У «Ростелекома» есть возможность также стать совладельцем «Евросети» и «Связного» – такие предложения он получил от инвестбанков, но в переговоры пока не вступал, говорит Провоторов. По его словам, «Ростелеком» еще не решил, интересует ли его акционерное участие в конкурирующих сетях: это может быть полезно разве что с точки зрения улучшения коммерческих условий контрактов.

Добиться привлекательных условий продажи контрактов можно и не приобретая доли в ритейлерах, а заключая обычные коммерческие договоры, замечает Климович. Это окажет некоторое давление на рентабельность бизнеса в краткосрочной перспективе, зато не потребует существенных инвестиций в этот бизнес. Например, МТС, в начале 2009 г. задавшаяся целью построить собственную монобрендовую сеть, обратилась к владельцу «Связного» Максиму Ноготкову и договорилась о переходе к ней на три года 14 топ-менеджеров во главе с Сергеем Румянцевым, работавшим на тот момент вице-президентом ритейлера. Сумму контракта МТС не раскрывала.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать