Samsung вынуждает российских партнеров пожертвовать маржой

Корейская Samsung, рвущаяся к лидерству на мировом и российском рынке мобильных телефонов, подняла российские отпускные цены на 5–10%. Одновременно повышены и бонусы для местных дилеров
М.Стулов/ Ведомости

Мобильные миллиарды. 40,5

млн мобильных телефонов продано в России в 2011 г., по оценке МТС. В денежном выражении объем рынка составил примерно 174,8 млрд руб.

С начала 2012 г. Samsung повысила отпускные цены для ритейлеров на все модели своих телефонов на 5–10%, рассказали «Ведомостям» менеджер компании – конкурента Samsung и топ-менеджер одного из ритейлеров. Цены действительно повысились, это часть новых условий партнерства, которые предлагает российским дистрибуторам Samsung, подтвердил источник, близкий к компании. На сколько повышаются отпускные цены, он не уточняет. Но рекомендуемые розничные цены остаются на прежнем уровне, заверяет официальный представитель Samsung Дмитрий Читая.

Цены на телефоны Samsung в рознице не изменятся, подтверждают представители двух российских ритейлеров: дело в том, что вместе с отпускными ценами вырастут и бонусы дилерам. Рост отгрузочных цен и бонусов будет соразмерный, уточняет сотрудник одной из розничных сетей. Но ритейлерам придется выполнить ряд дополнительных требований производителя – размещать его телефоны в открытой выкладке (на полках, а не на витринах), организовывать фирменные стойки для определенных моделей и т. п.

В 2011 г., по оценке «Евросети», Samsung заняла второе место в России по количеству проданных телефонов (36,3% рынка), ненамного уступив Nokia (39,8%). По данным МТС, вторая Samsung и в сегменте смартфонов, на которые пришлось 22% рынка телефонов в натуральном выражении и 53,3% – в денежном. Доля Samsung на российском рынке смартфонов выросла в 2011 г. на 18,3 п. п. в натуральном (28,4%) и на 13,5 п. п. в денежном выражении (29,4%), считает МТС. Доли ее основного конкурента – финской Nokia – снизились соответственно на 20,4 и 16 п. п.

А на мировом рынке смартфонов Samsung уже лидер: по данным Strategy Analytics, в III квартале 2011 г. на Samsung пришлось 23,8% этого рынка (в штучных продажах), на Apple – 14,6%, а на Nokia – 14,4%.

В России Samsung уже завоевала значительную долю рынка, она отвоевывает пользователей у Nokia и теснит Apple, констатирует представитель одного из их конкурентов. Он считает логичным, что компания задумалась о повышении рентабельности: вместо активного наращивания доли рынка приоритетом для нее становится увеличение выручки и прибыли.

Повышение отпускных цен не сильно ударит по рентабельности продаж телефонов Samsung в салонах дилеров, убежден ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Для продавцов рентабельность продаж аппаратов этой марки составляла 30%, ее снижение примерно до 27% не повод для резкого скачка цен, считает он. К примеру, рентабельность продаж телефонов Nokia, которая, наоборот, снижает цены, составляет 22%, оценивает Муртазин.

Представители крупнейших российских сотовых ритейлеров – «Евросети», «Связного» и МТС – отказались от комментариев. Представители Nokia и Apple на запрос «Ведомостей» не ответили.