Facebook бросает поисковый вызов Google

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook разрабатывает новую поисковую систему. Проект ведет команда бывшего инженера Google Ларса Расмуссена
Е. Разумный для Ведомостей

Facebook

социальная сеть. Основные акционеры: Марк Цукерберг – 28,2% (с учетом безотзывных доверенностей на голосование – 57%), Accel Partners – 11,4%, Дастин Московиц – 7,6%, DST Global – 5,5%. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – $3,71 млрд, чистая прибыль – $1 млрд.

О том, что Facebook занимается разработкой поисковой системы, написало издание BusinessWeek со ссылкой на два осведомленных источника, близких к этой компании. Возглавляет проект Ларс Расмуссен: он руководит группой из двух десятков программистов, которые работают над новым поисковым движком. Представитель Facebook не смог это прокомментировать.

Расмуссен – известный человек в мире технологий. До Facebook он много лет работал в Google, где возглавлял проекты Google Maps и Google Wave. Ранее он продал Google свою компанию Where 2 Technologies, чьи технологии и легли в основу сервиса Google Maps.

Раньше поиск не был приоритетом для Facebook, но многие пользователи отмечают не лучшее качество этого сервиса в социальной сети. По словам одного из собеседников BusinessWeek, цель создания нового поисковика – помочь людям разобраться в том огромном количестве информации, которое публикуют пользователи социальной сети – в статусах, видеороликах, сайтах.

Насколько далеко зайдет поиск Facebook в индексировании внешних сайтов, пока не ясно. Сейчас социальная сеть для поиска по внутренним ресурсам использует поиск собственного производства, а по внешним – Bing от Microsoft. Facebook владеет огромными массивами информации и в будущем могла бы стать серьезным игроком и на внешнем поисковом рынке, считает партнер крупного инвестфонда. Традиционным поисковикам недоступна значительная часть информации соцсетей и при выходе на этот рынок у Facebook было бы серьезное стратегическое преимущество, полагает он. Кроме того, платформа Facebook Connect, с помощью которой элементы соцсети интегрируются на сайты по всему интернету, дает преимущества при индексации внешних сайтов, уверен собеседник «Ведомостей»: это значит, что Facebook знает, какой именно контент на сайтах предпочитают пользователи, поэтому поисковая выдача будет более релевантной. Объем рынка поисковой рекламы – $15 млрд в 2011 г. Став участником этого рынка, Facebook стала бы конкурентом его главного игрока – Google, пишет BusinessWeek. Вероятно, это поняли и в Google, когда запустили в 2011 г. свой амбициозный социальный проект – Google+.

Для компании, которая занимается соцсетями, поиск очень важен. Они обладают большим количеством контента, созданного самими пользователями, говорит технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. Но он имеет довольно узкую специфику: в основном это новости и личная информация, тогда как во «внешнем» интернете контент более разнообразный. «Мы начали разработку собственной поисковой системы с собственных данных и можем сказать, что путь, который нужно пройти от внутреннего поиска до поиска по всему интернету, – огромный», – резюмирует Габриелян.