МТС оказалась эффективнее конкурентов

Выручка МТС в I квартале 2012 г. росла более скромными темпами, чем у других участников сотовой «большой тройки». Зато МТС быстрее наращивала средний счет на абонента и единственная повысила рентабельность

Квартальная выручка МТС ($3,01 млрд) оказалась на 0,9% выше консенсус-прогноза аналитиков 10 банков, опрошенных накануне «Интерфаксом»; показатель OIBDA ($1,26 млрд) – на 2,2%; чистая прибыль ($511,7 млн) – на 26,4%. По темпам роста в России – единственной стране, где МТС можно сравнивать и с «Мегафоном», и «Вымпелкомом», – оператор уступил конкурентам: его доходы выросли лишь на 6%, у «Мегафона» – на 14,5%, а у «Вымпелкома» – на 11%. Зато средний счет на российского абонента у МТС вырос на целых 12% – гораздо больше, чем у обоих соперников (+2%). Дело в том, что конкуренты почти весь прошлый год наращивали абонентские базы, а МТС – нет, так что в марте 2012 г.у нее было в России на 3% меньше абонентов, чем годом ранее.

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор связи. Работает в России, на Украине, в Узбекистане, Армении и Белоруссии. Основной акционер – АФК «Система» (52,8%). Капитализация (NYSE) – $16,02 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – $12,3 млрд, чистая прибыль – $1,44 млрд.

Гораздо важнее динамика OIBDA, указывает аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Чернышев. А здесь МТС превосходит конкурентов: ее квартальная OIBDA в России прибавила по сравнению с показателем годичной давности 16,8% против 7,1% у «Мегафона» и 9% у «Вымпелкома». Более того, МТС оказалась единственным из операторов «большой тройки», который нарастил, а не снизил российскую рентабельность OIBDA по сравнению с уровнем I квартала 2011 г. Этот показатель у МТС вырос на 4 п. п. и составил 43,1% – больше, чем и у «Мегафона» (40,3%), и у «Вымпелкома» (41,3%). Признак эффективного бизнеса – это когда OIBDA растет быстрее выручки, уверен президент МТС Андрей Дубовсков. Хотя и выручка МТС в I квартале 2012 г. выросла бы больше, если бы не сознательный уход оператора из низкомаржинальной оптовой торговли телефонами, заметил он: тогда доходы от мобильной связи прибавили бы 9%, а не 7%.

Вчера Дубовсков сообщил о повышении нижней планки прогноза по рентабельности OIBDA на 2012 г.: если в марте речь шла о диапазоне 40–42%, то теперь – 41–42%. Даже пересмотренный прогноз выглядит консервативным, пишет в отчете аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Во II–III кварталах рентабельность обычно выше, чем в I квартале, добавляет Чернышев. Но поскольку МТС стала подключать более качественных и лояльных абонентов, это может привести к росту комиссий, выплачиваемых дилерам, и рост рентабельности нивелируется, объясняет представитель МТС Елена Кохановская. МТС владеет второй по количеству салонов в России сетью продаж (после «Евросети»), но около 60% ее контрактов пока продается через сторонних партнеров, добавляет она.

Еще одно свидетельство эффективности бизнеса – снижение уровня оттока абонентов, обращает внимание Кохановская: в I квартале 2012 г. МТС вычеркнула из базы 11,3% российских пользователей против 12% годом ранее. Дубовсков считает реальным снизить отток в России до такого же уровня, как на Украине, – 8,5%. При этом на Украине в I квартале каждый абонент МТС наговорил в среднем 601 минуту в месяц – это рекорд для компании, отмечает Чернышев.

Бумаги МТС на NYSE подорожали вчера к 19.45 МСК на 2,8%, Vimpelcom Ltd. – на 1,03%, индекс Dow Jones прибавил лишь 0,66%.