Технологии
Бесплатный
Маргарита Лютова|Екатерина Суворова
Статья опубликована в № 3130 от 26.06.2012 под заголовком: Электронная дырка

Проблемы с электронными подписями способны парализовать закупки госкомпаний

Новые правила выдачи электронной подписи могут парализовать закупки государственных компаний. Из-за этого сроки раскрытия информации могут быть перенесены на несколько месяцев
Н.Карельская

С 1 июля госкорпорации, ГУПы, госкомпании, их «дочки» и «внучки» должны были начать публиковать свои положения о закупках, всю информацию о них и о проводимых тендерах не на своих сайтах, как сейчас, а на едином портале госзакупок zakupki.gov.ru. А чтобы разместить информацию на zakupki.gov.ru, нужна электронная подпись.

По новым правилам ее можно получить только в специализированных удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи. Правила действуют с апреля.

Сейчас в Минкомсвязи подано 35 заявлений, 29 заявок уже рассмотрено, 6 центров получили аккредитацию, говорит представитель министерства.

Но к 1 июля должно быть выдано не менее 300 000 подписей, замечает коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. А подписей старого образца за все время работы было выдано примерно 500 000, знает заместитель гендиректора «Единой электронной торговой площадки» Андрей Черногоров: даже если в ускоренном порядке аккредитовать все центры, успеть вряд ли получится.

Получить подписи в компаниях не успеют, подтверждает представитель Минэкономразвития, поэтому министерство совместно с Минкомсвязи и Федеральным казначейством в ближайшее время попросит правительство отодвинуть срок до 1 октября.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова отказалась комментировать обращение, пока оно не поступит в правительство.

Если закупки после 1 июля не будут публиковаться на zakupki.gov.ru, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может быть завалена жалобами, а тендеры могут быть оспорены и признаны недействительными, объясняет начальник управления ФАС Максим Кононенко: это парализовало бы работу и службы, и госкомпаний.

«Как можно требовать выполнения закона, если инфраструктура не готова?!» – возмущается гендиректор Startbase Вадим Потрашков: сами электронные площадки давно подготовились.

Без переноса сроков было не обойтись, начался бы шквал жалоб поставщиков, считает владелец площадки «Фабрикант.ру» Сергей Габестро.

Электронную подпись должны получать первые лица госкомпаний, указанные в уставных документах, замечает сотрудник госкомпании: «Интересно было бы посмотреть на такую очередь в аккредитованный центр». Подписи и так у всех есть, непонятно, зачем нужна новая процедура аккредитации, недоумевает он.

До октября должно хватить времени для грамотной доработки госпортала, в том числе для интеграции с внешними торговыми площадками, радуется Бойко: «Хорошо, что государство пошло навстречу компаниям и избавляет их от неизбежного коллапса». «30–40% обращающихся к нам компаний вообще не знают, что они подпадают под новые правила закупок госкомпаний», – удивляется Бойко.

Через месяц госкомпаниям еще и придется в обязательном порядке закупать часть товаров и услуг в электронной форме, их перечень уже утвердило правительство.

В списке 12 позиций, в том числе канцтовары, оргтехника, компьютеры, автомобили и запчасти к ним, услуги по ремонту офисной техники и уборке помещения. Аналогичный перечень для чиновников значительно шире: большая часть строительных и ремонтных работ, поставка практически всех видов оборудования; объем госзаказа – около 5 трлн руб. в год.

Часть госкомпаний уже раскрывает больше информации, чем требует закон. Госкомпания «Автодор» осуществляет все закупки на электронных торгах, говорит ее представитель. «Росатом» включил в перечень товаров, в обязательном порядке закупаемых на электронных торгах, стройматериалы, химические реактивы, промышленные электродвигатели, сварочное оборудование, трубы и металлопрокат.

Но это единичные случаи, замечает Черногоров, доля закупок госкомпаний на электронных торгах сейчас составляет доли процента, все лишь размещают информацию о закупках.

Обязательные электронные торги – колоссальное событие для рынка, уверен он: перечень невелик, но в него включены ходовые товары и доля электронных закупок может дорасти до 5–7%, а это около 500 млрд руб., исходя из оценки общего объема закупок в 10 трлн (по оценкам «Деловой России» – около 6 трлн). Возможно, в будущем электронные торги станут обязательными и для более существенных товаров и услуг, надеется Черногоров.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать