Проблемы с электронными подписями способны парализовать закупки госкомпаний

Новые правила выдачи электронной подписи могут парализовать закупки государственных компаний. Из-за этого сроки раскрытия информации могут быть перенесены на несколько месяцев
Н.Карельская

Часть госкомпаний уже раскрывает больше информации, чем требует закон. Госкомпания «Автодор» осуществляет все закупки на электронных торгах, говорит ее представитель. «Росатом» включил в перечень товаров, в обязательном порядке закупаемых на электронных торгах, стройматериалы, химические реактивы, промышленные электродвигатели, сварочное оборудование, трубы и металлопрокат.

С 1 июля госкорпорации, ГУПы, госкомпании, их «дочки» и «внучки» должны были начать публиковать свои положения о закупках, всю информацию о них и о проводимых тендерах не на своих сайтах, как сейчас, а на едином портале госзакупок zakupki.gov.ru. А чтобы разместить информацию на zakupki.gov.ru, нужна электронная подпись.

По новым правилам ее можно получить только в специализированных удостоверяющих центрах, аккредитованных Минкомсвязи. Правила действуют с апреля.

Сейчас в Минкомсвязи подано 35 заявлений, 29 заявок уже рассмотрено, 6 центров получили аккредитацию, говорит представитель министерства.

Но к 1 июля должно быть выдано не менее 300 000 подписей, замечает коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. А подписей старого образца за все время работы было выдано примерно 500 000, знает заместитель гендиректора «Единой электронной торговой площадки» Андрей Черногоров: даже если в ускоренном порядке аккредитовать все центры, успеть вряд ли получится.

Получить подписи в компаниях не успеют, подтверждает представитель Минэкономразвития, поэтому министерство совместно с Минкомсвязи и Федеральным казначейством в ближайшее время попросит правительство отодвинуть срок до 1 октября.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова отказалась комментировать обращение, пока оно не поступит в правительство.

Если закупки после 1 июля не будут публиковаться на zakupki.gov.ru, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может быть завалена жалобами, а тендеры могут быть оспорены и признаны недействительными, объясняет начальник управления ФАС Максим Кононенко: это парализовало бы работу и службы, и госкомпаний.

«Как можно требовать выполнения закона, если инфраструктура не готова?!» – возмущается гендиректор Startbase Вадим Потрашков: сами электронные площадки давно подготовились.

Без переноса сроков было не обойтись, начался бы шквал жалоб поставщиков, считает владелец площадки «Фабрикант.ру» Сергей Габестро.

Электронную подпись должны получать первые лица госкомпаний, указанные в уставных документах, замечает сотрудник госкомпании: «Интересно было бы посмотреть на такую очередь в аккредитованный центр». Подписи и так у всех есть, непонятно, зачем нужна новая процедура аккредитации, недоумевает он.

До октября должно хватить времени для грамотной доработки госпортала, в том числе для интеграции с внешними торговыми площадками, радуется Бойко: «Хорошо, что государство пошло навстречу компаниям и избавляет их от неизбежного коллапса». «30–40% обращающихся к нам компаний вообще не знают, что они подпадают под новые правила закупок госкомпаний», – удивляется Бойко.

Через месяц госкомпаниям еще и придется в обязательном порядке закупать часть товаров и услуг в электронной форме, их перечень уже утвердило правительство.

В списке 12 позиций, в том числе канцтовары, оргтехника, компьютеры, автомобили и запчасти к ним, услуги по ремонту офисной техники и уборке помещения. Аналогичный перечень для чиновников значительно шире: большая часть строительных и ремонтных работ, поставка практически всех видов оборудования; объем госзаказа – около 5 трлн руб. в год.

Но это единичные случаи, замечает Черногоров, доля закупок госкомпаний на электронных торгах сейчас составляет доли процента, все лишь размещают информацию о закупках.

Обязательные электронные торги – колоссальное событие для рынка, уверен он: перечень невелик, но в него включены ходовые товары и доля электронных закупок может дорасти до 5–7%, а это около 500 млрд руб., исходя из оценки общего объема закупок в 10 трлн (по оценкам «Деловой России» – около 6 трлн). Возможно, в будущем электронные торги станут обязательными и для более существенных товаров и услуг, надеется Черногоров.