Аркадий Волож: Мы снова возвращаемся в «темные» времена медленного интернета

«Яндекс» выпустил собственный браузер на открытой платформе Webkit и надстройке Chromium, основатель компании Аркадий Волож рассказал о его особенностях
Аркадий Волож/ Е.Разумный для Ведомостей

1 октября "Яндекс" на технологической конференции Yet another Conference 2012 представил свой браузер. О том, что он собой представляет и зачем компания вышла на этот конкурентный рынок, "Ведомостям" рассказал гендиректор и основатель "Яндекса" Аркадий Волож.

- «Яндекс» выпустил собственный браузер. Чем он отличается от браузеров конкурентов, на какую аудиторию он рассчитан?

- Мы как поисковик много чего знаем про интернет: мы знаем контент, знаем ссылочную структуру интернета, что спрашивают и на что кликают пользователи и так далее. Кроме того, поиск -- это большая «железная» инфраструктура – сервера, дата-центры, потребляющие десятки мегаватт электроэнергии, оптические линии, системы распределения контента. Эта физическая инфраструктура почти доходит до каждого пользователя. «Почти» потому что последнее звено в этой цепочке - браузер - всегда был просто «окошком» в интернет. Но если браузер станет частью этой инфраструктуры, то пользоваться интернетом станет гораздо удобнее. Маленький пример: поисковик хорошо ориентируется в структуре интернета, и когда пользователь загружает страничку, поисковик заранее знает, какие на ней есть ссылки. На деле это означает, что браузер, в который глубоко интегрированы поисковые технологии, быстрее загружает сайты. И таких примеров можно привести десятки.

Наш браузер построен на открытой платформе Webkit и надстройке Chromium — это значит, что разработчикам и вебмастерам не надо будет адаптировать свои сайты под новую платформу. Но это не очередная «сборка» Chromium. Мы создали платформу с собственным интерфейсом, сделали некий «гибрид» поисковика и браузера.

Но не только это. Мы расширяем платформу WebKit. Мы лицензировали некоторые технологии у норвежской Opera, одной из ведущих браузерных компаний мира. Эта компания известна многими нововведениями. Opera ввела стандарт стилей CSS, придумала табы в браузере, строку быстрого поиска, визуальные закладки. Но самым популярным браузером в России Opera стала потому, что умела работать с медленным интернетом и сконцентрировалась на проблеме скорости. В частности, у Opera есть технология сжатия трафика Opera Turbo. Она позволяет отрисовывать странички на своих мощностях и отдает их пользователям уже в сжатом виде, а не передает их по сети целиком.

- А кому сейчас важна скорость загрузки? Интернет сейчас везде уже широкополосный, то есть быстрый.

- К середине 2000-х гг. в России появился быстрый широкополосный интернет, и проблемы скорости всех перестали волновать. Но, как оказалось, ненадолго. Да, дома и в офисе интернет у нас быстрый, но мы захотели от интернета мобильности. Нам теперь нужен интернет в метро, на остановке, в машине. Кроме того, мы чаще пользуемся «временным» интернетом – на даче, в поездках, – который тоже получаем «по воздуху». А мобильный интернет пока работает медленно. И сейчас мы снова возвращаемся в эти «темные» времена медленных каналов. И еще много лет пройдет, пока быстрый мобильный интернет заработает везде. Поэтому вопрос скорости снова стал важным.

Наш браузер учитывает это – в нем будет встроенный инструмент, который мониторит качество канала, и от этого меняется поведение браузера. Это своего рода браузер «для реальных дорог». В этом месте «Яндекс.Браузер» соединяет технологии самого популярного поисковика и самого популярного в России браузера Opera.

- Расскажите, что вас заставило ввязаться в «борьбу платформ» и выйти на высококонкурентный рынок браузеров?

- Раньше мы всегда придерживались стратегии встраиваться в чужие платформы, а не соревноваться с ними. Мы считали, что браузеры – это отдельная индустрия, и ее можно облагородить облачными сервисами, и мы это делали.

Но потом неожиданно, пару лет назад, все начало схлопываться, и все друг друга начали кушать. Google стал продвигать свой браузер Chrome и активно вытеснять из него конкурентов.

- Как вы думаете, позволит ли выпуск своего браузера повысить поисковую долю в рунете?

- Наша доля и сейчас не падает, она стабильна. Если продукт окажется хорошим, то, наверное, доля подрастет (улыбается).

"Полный текст интервью читайте в завтрашнем номере "Ведомостей".