Россия вошла в мировой топ-5 по числу пользователей фиксированного интернета

Россия вошла в первую пятерку по числу пользователей фиксированного широкополосного доступа (ШПД). Этот рынок может расти такими темпами еще пять лет – на радость интернет-компаниям
Е. Разумный для Ведомостей

Быстрый рост российского ШПД продолжится еще лет пять – пока крупнейшие федеральные операторы ведут активную экспансию в регионы, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович: росту способствует переключение абонентов с доступа по медным проводам (ADSL) на более быстрые оптические. По его сценарию, в регионах абонент для доступа в интернет сначала покупает доступное мобильное устройство, а затем, чтобы иметь быстрый доступ к тяжелому контенту, подключает кабель.

В конце июня в России было 22,83 млн ШПД-подписчиков, подсчитала британская исследовательская компания Point Topic. По их числу Россия обогнала Францию (22,63 млн) и вышла на 5-е место в мире.

По числу новых подключений – 5,04 млн – Россия заняла 2-е место по итогам отчетного года, закончившегося 30 июня. Впереди только Китай, за год прибавивший 22,6 млн абонентов. Но по темпам роста абонентской базы проводного ШПД Россия заняла 1-е место – 28,3%. Россия и Украина продолжают демонстрировать исключительные темпы роста – это относительно молодые рынки с хорошей инфраструктурой, отметил гендиректор Point Topic Оливер Джонсон.

По числу пользователей интернета Россия уже год занимает 1-е место в Европе: подсчитала Comscore, она обогнала Германию в сентябре 2011 г. Но по числу ШПД-подключений Германия пока впереди – 29,56 млн, по данным Point Topic.

В июне – августе месячная аудитория интернета в России, по данным фонда «Общественное мнение», составляла 59,4 млн человек. При этом, по оценке AC&M-Consulting, в этом году хотя бы раз в месяц с мобильных устройств в сеть выходило в среднем 60 млн абонентов.

Аудиторию и число мобильных пользователей не стоит сравнивать с числом «фиксированных» абонентов: подписчик может иметь стационарную линию и при этом использовать одно или несколько мобильных устройств, отмечает Леонид Делицын из «Финам-глобал», инвестирующей в множество интернет-проектов. Инвесторам в российские интернет-компании важно количество пользователей фиксированных каналов – один из индикаторов роста рунета, говорит он. Ведь пользователи фиксированного ШПД могут использовать больше интерактивных ресурсов (например, магазинов), покупать тяжелый видеоконтент и игры и в целом смотреть больше рекламы, считает Делицын.

В глазах интернет-инвесторов фиксированный ШПД – технология будущего: пока идет активная экспансия в регионы и велика конкуренция в них с местными игроками, говорить, насколько быстро окупятся инвестиции и будет высока рентабельность бизнеса, сложно, рассуждает Венгранович.