МТС обещает строже наказывать контент-провайдеров за нарушения

МТС ужесточает санкции против контент-провайдеров, обманывающих абонентов. Штраф за распространение вредоносного контента или недобросовестное предоставление услуг может в 15 раз превышать их стоимость

Контент-провайдер, работающий с «Вымпелкомом» и нарушающий порядок предоставления услуг, будет оштрафован на 1–10% от месячной выручки – или всей, или заработанной на сервисе по конкретному номеру, говорит пресс-секретарь оператора Анна Айбашева. Во втором полугодии 2012 г. «Вымпелком» выставил контент-провайдерам штрафов примерно на 40 млн руб. Столько же вернул в 2012 г. «Мегафон» абонентам, пострадавшим от мошенничеств с использованием коротких номеров, – почти в 30 раз больше, чем в 2010 г., отмечает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. А в январе 2013 г. количество жалоб абонентов «Вымпелкома» на контент-сервисы сократилось по сравнению с февралем 2012 г. почти в 2 раза, говорит Айбашева.

В начале февраля МТС начала перезаключать контракты с контент-провайдерами: штрафы как за единичные, так и за массовые нарушения в сфере продажи контента и предоставления услуг увеличиваются в разы, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Оператор штрафует контент-провайдеров за распространение вредоносного ПО, неоказанные услуги (например, когда абонент отправляет sms на платный номер, а ссылку на заказанный ресурс не получает), некорректное информирование подписчиков о стоимости услуги т. п. Если доля такого трафика превышает 0,1% от общего объема оказанных абонентам МТС услуг, провайдер возвращает оператору их стоимость в двукратном размере. Если доля увеличивается до 5%, провайдер платит за недобросовестно предоставленный сервис штраф в 15-кратном размере от стоимости услуги. Новая система будет стимулировать поставщиков контента контролировать действия своих партнеров и пресекать попытки мошенничества, рассчитывает директор департамента информационной безопасности МТС Сергей Прадедов.

Выявлять мошеннические короткие номера, ссылки на вредоносное ПО, сервисы для вывода со счетов абонентов средств с помощью специальных sms-команд МТС помогают программные и аппаратные средства, а также средства «Лаборатории Касперского», рассказывает Солодовников. В 2012 г. МТС перевела всю продажу контента на свой сайт, чтобы полностью контролировать этот бизнес, и запустила дополнительные сервисы для информирования абонентов, так что неосознанная покупка контента абонентом теперь практически исключена, говорит он. Всего на борьбу с контент-мошенниками МТС потратила в 2012 г., по словам Солодовникова, более 100 млн руб., а количество жалоб от абонентов за год сократилось в 2–3 раза до 7000–10 000 в месяц.

Представители большинства контент-провайдеров, опрошенных «Ведомостями», отказались от комментариев или не ответили на запросы. Один из них говорит, что при попытке МТС наложить на провайдера штраф тот будет настаивать на том, чтобы в расчет принимались только услуги, оказанные в ответ на конкретный sms-запрос, пришедший от абонента в виде номера – идентификатора контента. В этом случае рассчитать точный размер штрафа МТС будет крайне тяжело, поскольку статистикой по этим номерам владеет только сам контент-провайдер. В распоряжении оператора только количество поступивших от абонента жалоб, но он понятия не имеет об объеме выручки, заработанной мошенническим сервисом на конкретной услуге, утверждает анонимный собеседник «Ведомостей». У некоторых контент-провайдеров мошеннические и некорректно оказанные услуги генерируют десятки процентов всего трафика, передал «Ведомостям» заместитель гендиректора Planet3 Андрей Головкин.

Штрафы с оборота – необходимая, но не единственная мера борьбы с мобильным мошенничеством, рассуждает председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова: договоры контент-провайдеров с операторами предусматривают еще и такие меры, как отключение номеров, с которых идет мошеннический трафик, разрыв самих договоров и др. А штрафы рискуют получить и добросовестные участники рынка: однозначного понимания, что такое мошеннический трафик, не существует, да и жалобы абонентов далеко не всегда объективны, добавляет Анциферова. По ее мнению, все спорные ситуации должны разбираться по прозрачной процедуре, чтобы контент-провайдер мог совместно с оператором провести аудит сервиса, к которому есть претензии.

«Мегафон» еще в апреле 2012 г. ввел новую систему штрафов для контент-провайдеров: она учитывает долю мошеннических sms в общем объеме трафика на каждом сервисном номере, рассказывает Дорохина. Чем выше доля мошенничества, тем больший штраф платит контент-провайдер. В 2012 г. «Мегафон» обработал около 200 000 обращений в связи с действиями злоумышленников, добавляет Дорохина.