Аудитория фиксированного доступа в интернет стагнирует

В этом году традиционный весенний отток аудитории рунета начался уже в марте, а в апреле еще ускорился. Одна из причин – переход аудитории к использованию мобильных устройств
Российские пользователи все чаще входят в сеть с мобильных устройств/ Е. Разумный для Ведомостей

В апреле 2013 г. аудиторию уменьшили четыре из шести крупнейших порталов рунета – Mail.ru, «Яндекс», «В контакте» и «Одноклассники», следует из данных, опубликованных аналитической компанией TNS. Сократилась и общая российская аудитория интернета – с 76,1 млн уникальных пользователей в марте до 75,6 млн в апреле. У Google и Rambler аудитория подросла, но в основном крупнейшие сервисы в силу масштаба своих аудиторий следуют в динамике за рунетом в целом, объясняет руководитель отдела интернет-проектов TNS Инесса Ишунькина.

В апреле начинается традиционный сезонный отток интернет-аудитории, говорит она. Обычно он длится до августа, свидетельствует статистика TNS. Правда, в апреле 2012 г. аудитория рунета еще продолжала расти. В этом же году сокращение количества пользователей началось уже в марте, обращает внимание Ишунькина (см. график). Она связывает это с приближением уровня насыщения российского рынка фиксированного интернет-доступа (TNS пока измеряет заходы в сеть только с настольных компьютеров и ноутбуков). Мобильная аудитория интернета – количество пользователей, входящих в сеть со смартфонов и планшетов, – наоборот, стремительно расширяется, отмечает она: ежегодный прирост составляет, по оценке Ишунькиной, примерно 30%.

В апреле посещаемость сайтов рунета действительно упала, подтверждает представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. Она объясняет это главным образом календарными особенностями: апрель на день короче марта, а в этом году многие еще и взяли выходные в конце месяца. «Соответственно, пользование интернетом в эти дни сократилось, что и повлияло на суммарный результат апреля», – объясняет Комарова. А вот представитель Mail.ru Group уверен, что никакого оттока аудитории в апреле не было. По его оценке, посещаемость сайтов, напротив, выросла.

В конце I квартала мобильным интернет-доступом в России пользовались владельцы 70 млн sim-карт – их было на 10% больше, чем в марте 2012 г., сообщала недавно МТС. Выходит, аудитория мобильного интернета уже вполне сопоставима с аудиторией пользователей, входящих в сеть со стационарных компьютеров, которую измеряет TNS. Причем, согласно статистике МТС, в I квартале 2013 г. мобильный интернет-трафик вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вдвое; 1% активных пользователей мобильного интернета генерирует 40% мобильного трафика в России.

Посещаемость интернета в России снижается каждую весну, говорит основатель сервиса интернет-статистики Liveinternet.ru Герман Клименко. В этом году в апреле несколько сократилась посещаемость пользователей настольных компьютеров и ноутбуков и выросло число пользователей мобильного интернета, но пока эти колебания не такие значительные, чтобы говорить о тенденции, считает он. Активность мобильных интернет-пользователей в рунете станет явной только в 2014 г., ожидает Клименко.