МТС и "Вымпелком" протестировали перенос номера

Компании доказали, что они, как и их конкуренты, могут обмениваться мобильными номерами, и связь при этом работает
В.Светикова/ Ведомости

Участие ЦНИИС позволило протестировать не только телекоммуникационную, но и IT-часть процесса, обратил внимание «Вымпелком», так что тест МТС и «Вымпелкома» был более полным и технически сложным, чем тот, что ранее провели их конкуренты. Имеется в виду тест услуги MNP, проведенный на прошлой неделе в Петербурге «Мегафоном» и Tele2 (они тестировали все, кроме мобильной передачи данных). В их случае роль оператора базы перенесенных номеров исполнял Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ).

Мобильный номер был перенесен из сети МТС в сеть «Вымпелкома», а спустя два часа вернулся обратно, следует из сообщения Федерального агентства связи (Россвязь). Представители МТС и «Вымпелкома» это подтвердили.

Удалось и совершить звонки, и отправить sms, и скачать данные, отметил представитель «Вымпеплкома». Услуга переносимости номера (Mobile Number Portability, MNP) тестировалась на одном из объектов «Ростелекома», а роль оператора базы перенесенных номеров примерил на себя Центральный НИИ связи (ЦНИИС), подведомственный Россвязи.

ЦНИИС и КЦ с весны 2013 г. борются за статус единого оператора базы номеров, перенесенных от одного оператора к другому. Спорят они за деньги сотовых компаний: планируется, что за каждый перенесенный номер те должны будут платить оператору по 100 руб. Россвязь предлагает придать статус такого оператора ЦНИСС, а Минкомсвязи в июне 2013 г. предложило назначить КЦ.

Готовность ЦНИИС как минимум не ниже, чем у КЦ, хотя НИИ начал подготовку к MNP намного позже, утверждает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Значит, к моменту, когда MNP заработает, у ЦНИИС может быть более совершенная инфраструктура, считает она. КЦ разработал решение для MNP сам, а ЦНИИС пользуется технологией подрядчика - латвийской компании «Медиафон», говорит директор КЦ Андрей Колесников: это ставит российских абонентов в зависимость от иностранного поставщика. Кроме того, у КЦ есть многолетний опыт работы в качестве оператора и координатора работы рунета, добавляет он.

«Медиафон» действительно участвовал в петербургском тесте MNP, но пока оператор базы перенесенных номеров не выбран, тестировать можно любые решения, парирует представитель Россвязи Владимир Калинин. Если оператором базы будет выбран ЦНИИС, иностранные технологии будут адаптированы к российскому законодательству и технологическим условиям, не сомневается он.

Поспешив доказать свою способность обмениваться номерами, операторы торопятся внести ясность: итоги этих тестов еще вовсе не говорят о готовности операторов к запуску MNP. Чтобы убедиться, что услуга действительно работает, нужно проверить все бизнес-процессы между всеми сотовыми сетями и оператором базы данных, который еще даже не назначен, говорит Айбашева и предлагает вводить MNP не ранее конца апреля 2014 г. (по закону «О связи» срок запуска этой услуги - декабрь 2013 г.). Впереди еще целая серия тестов по проверке работоспособности услуг, в том числе мобильного интернета, вторит ей представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

Операторы еще не проверяли тарификацию перенесенного номера в режиме реального времени, работу биллинговых и CRM-систем (управляют отношениями с клиентами), расчетов по интерконнекту, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Также в тест пока невозможно встроить платежные системы, что исключает возможность пополнения счета перенесенного номера, говорит он. Чтобы все это проверить, нужны специальные технические регламенты, которые пока не утверждены.

Минкомсвязи пока не располагает всеми деталями, признал директор департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Дмитрий Алхазов, но если объединить результаты сегодняшнего теста с теми, которые показали Теле2 и «Мегафон», то можно говорить о высокой степени готовности основных участников рынка мобильной связи к MNP, передал он «Ведомостям».