"В контакте" не будет договариваться с музыкальными правообладателями

Социальная сеть передала управление правами на музыкальный контент сторонней компании
А.Махонин/ Ведомости

«В контакте» полностью передала Национальному музыкальному издательству (НМИ) управление правами на музыкальный контент в этой социальной сети, рассказали представители «В контакте» и НМИ. Теперь не «В контакте», а одна из структур НМИ будет вести переговоры с западными мейджорами и российскими правообладателями о легализации музыкального контента во «В контакте».

Соглашение о партнерстве в области лицензирования музыки и создания новых сервисов - эксклюзивное, отмечает исполнительный директор НМИ Дмитрий Майко. Издательство создаст компанию, которая станет эксклюзивным агрегатором авторских и смежных прав для «В контакте», т. е. будет заключать соглашения с правообладателями о передаче прав на использование музыкальных треков в сервисах соцсети.

НМИ представляет интересы нескольких крупнейших музыкальных студий России («Первое музыкальное издательство», «Квадро-диск», «Никитин МДС», «Классик-компани»). По словам Майко, у издательства теперь есть авторские права на музыкальные произведения из каталога Sony Musiс и оно рассчитывает договориться на смежные права на каталог этой компании в России, а также на партнерство с другими западными мейджорами. В каталоге НМИ около 60-70% современной отечественной музыки. При этом НМИ будет заниматься не только агрегацией прав на музыку для «В контакте», но и ее монетизацией.

Источник в одной из крупных музыкальных ассоциаций и сотрудник западного мейджора говорят, что НМИ также аффилирована с топ-менеджерами Российского авторского общества (РАО). Майко это не комментирует.

Представитель РАО не ответил на звонок.

По данным "СПАРК-Интерфакс", НМИ принадлежало РАО до 2006 г. Затем издательство сменило нескольких владельцев (неизвестные ООО), а сейчас на 56% принадлежит Русскому фонографическому обществу (НП РФО) и на 44% - Наталье Сачковой. Выручка НМИ в 2012 г. составила 140,5 млн руб., прибыль - 13,1 млн руб.

В прошлом году о старте переговоров с крупнейшими музыкальными правообладателями заявил основатель «В контакте» Павел Дуров. Правообладатели требовали, чтобы социальная сеть начала бороться с пиратством и легализовала музыкальные треки, которые закачивают ее пользователи. Однако за год стороны так и не смогли прийти к соглашению, а этой весной западные мейджоры - Sony Music, Universal Music и Warner Music - подали иски к «В контакте» о нарушении прав на музыкальные треки нескольких исполнителей.

Теперь же соглашение с НМИ (пока это договор о намерениях) легализует значительную часть музыки, которая была закачана пользователями «В контакте», говорит сотрудник «В контакте». Компания получает от НМИ доступ ко всем музыкальным каталогам, которые есть в распоряжении этого издательства. Легализации, по словам собеседника «Ведомостей», требуют примерно 60-70% музыки в социальной сети, остальное - это контент, который закачан в соцсеть самими музыкантами или звуковые файлы, не охраняемые авторским правом. Примерно половина еще не легализованной музыки - это музыка российских исполнителей, около половины из которой легализуется контрактом с НМИ, добавляет он.

Исполнительный директор «В контакте» Дмитрий Сергеев подчеркивает, что все текущие сервисы «В контакте» останутся бесплатными для пользователей социальной сети. То есть платить за музыку в web-версии «В контакте» не придется. А монетизироваться контент будет через музыкальные мобильные приложения с расширенным функционалом. Скорее всего пользователи будут платить за ежемесячную подписку, часть доходов от которой будет перечисляться НМИ (какая именно, не раскрывается), добавляет источник, близкий к «В контакте». По словам Майкова из НМИ, в музыкальном приложении (плеере) пользователи смогут прослушивать музыку не только в режиме стриминга, но и в офлайне. Соответственно, и платить мейджорам за очистку прав будет уже не "В контакте", а этот агрегатор, говорит источник, близкий к переговорам.

Universal Music Russia пока не получала предложений от нового агрегатора и планирует продолжать встречаться с «В контакте» в суде, говорит гендиректор этой компании Дмитрий Коннов. Хотя в целом Universal Music Russia считает легализацию музыки в социальных сетях ключевым условием будущего развития этого бизнеса в России и готова рассматривать различные предложения.

Сотрудник крупного правообладателя говорит, что основная проблема в том, что западные мейджоры хотят получать от интернет-компаний не только отчисления от продаж треков или подписки, но и минимальные гарантийные платежи. И тут неважно, кто ведет переговоры - сама «В контакте» или посредник, условия остаются прежними. Российские правообладатели зарабатывают в основном на концертной деятельности своих артистов, поэтому они могут идти на компромиссы при продаже цифрового контента. Западные правообладатели получают от концертов не более 10%, а все остальное они зарабатывают на лицензировании музыки, поэтому они менее гибки при обсуждении условий лицензирования, объясняет собеседник «Ведомостей».