Президент Telenor покидает наблюдательный совет Vimpelcom из-за коррупционного скандала в Узбекистане

По словам Фредерика Баксааса, норвежская компания как миноритарный акционер Vimpelcom намерена защищать свои интересы
Йон Фредрик Баксаас/ Евгений Разумный/ Ведомости

Гендиректор норвежской Telenor Йон Фредерик Баксаас покидает наблюдательный совет холдинга Vimpelcom Ltd. из-за скандала в связи с Узбекистаном, говорится в сообщении Telenor. Представитель Vimpelcom Ltd Бобби Лич подтвердил "Ведомостям" решение Баксааса.

Причиной тому обвинения в коррупции, выдвинутые против Vimpelcom при ее выходе на рынок Узбекистана, говорится в сообщении на официальном сайте Telenor. Норвежская компания, будучи миноритарным акционером Vimpelcom (ей принадлежит 33% акций компании), намерена предпринять все необходимые действия для защиты своих интересов, говорится в сообщении.

"Я выхожу из набсовета Vimpelсom, чтобы сфокусироваться на защите позиции Telenor. Telenor имеет нулевую терпимость к коррупции. Как владельцы Vimpelсom, мы будем помогать ведущемуся расследованию", - приводятся в сообщении Telenor слова Баксааса.

В марте 2014 г. Vimpelcom Ltd. сообщил, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) ведет в отношении его расследование и запросила ряд документов. А в Европе тогда было начато уголовное расследование - головной офис Vimpelcom в Амстердаме посетили сотрудники прокуратуры Нидерландов и изъяли ряд документов. Судя по всему, дело связано с операциями Vimpelcom в Узбекистане, говорилось в сообщении холдинга; документы, доступ к которым запросили чиновники, касались именно Узбекистана.

Vimpelcom работает в Узбекистане восемь лет: в январе 2006 г. российский "Вымпелком" (весной 2011 г. ставший частью международного Vimpelcom Ltd.) объявил, что приобрел у своего акционера Altimo 100% компании "Бакри Узбекистан телеком" (бренд Buztel) за $60 млн, а у греческой розничной сети Germanos, ее основателя Паноса Германоса и ЕБРР - 100% оператора Unitel за $200 млн (без учета долгов). Сделка с Altimo вызвала много вопросов у аналитиков: компания, которая на момент приобретения обслуживала всего 2500 человек в Ташкенте, обошлась "Вымпелкому" в неслыханные до тех пор $24 000 за абонента. "Вымпелком" объяснял, что заплатил за "самый полный частотный ресурс среди узбекских операторов" (Buztel владел лицензией GSM-900/1800 по всей стране); кроме того, если рассматривать покупки Buztel и Unitel как единую сделку, то один абонент в Узбекистане обошелся "Вымпелкому" в $755, что было сопоставимо с деньгами, заплаченными МТС в 2004 г. за лидера узбекского сотового рынка "Уздунробиту".

Vimpelcom не первый сталкивается с проблемами в Узбекистане.

Расследование операций в этой стране уже стоило должности президенту шведско-финской TeliaSonera Ларсу Нюбергу: в начале 2013 г. нанятая этой компанией юридическая фирма Mannheimer Swartling выяснила, что при выходе на узбекский рынок в 2007 г. TeliaSonera платила людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. В частности, TeliaSonera приобрела у принадлежавшей этим людям фирмы Takilant 3G-лицензии, частоты и номера для своей узбекской "дочки" Coscom, причем расплатилась частично ее акциями. А в 2010 г. она выкупила 20% Coscom у Takilant обратно за $220 млн. Оснований для обвинения TeliaSonera в даче взяток юристы не нашли, но все же упрекнули компанию за недостаточно тщательную проверку местного партнера.

С именем Каримовой может быть связана и история МТС, которая была вынуждена уйти из Узбекистана в 2012 г. и вернулась на этот рынок только 1 декабря 2014 г. Проблемы МТС в Узбекистане начались после того, как из страны бежал гендиректор ее местной "дочки" "Уздунробиты" Бехзод Ахмедов - к "Уздунробите" тогда одновременно предъявили претензии генпрокуратура, госкомсвязи, налоговые и антимонопольные органы этой страны. Именно Ахмедова называют одним из предположительных бенефициаров сделок, стоивших должности президенту TeliaSonera, юристы Mannheimer Swartling.

С Takilant, из-за которой попала под подозрение TeliaSonera, сотрудничал и "Вымпелком": эта фирма являлась его партнером в 2007-2009 гг. - ей принадлежал миноритарный пакет акций Unitel, говорил представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев, уверяя, что все операции Vimpelcom в Узбекистане были законными.