Умные роботы вытесняют людей с рынка труда

Машины приобретают навыки, которые когда-то казались присущими только человеку
Робот BakeBot из лаборатории Массачусетского технологического института может выступить в роли повара и приготовить печенье
MIT Computer Science and Artificial Intelligence Lab

Экономист Эрик Бринолфссон долгое время отметал опасения, что автоматизация заставит исчезнуть рабочие места, требующие уникальных человеческих способностей к суждению и сноровке. Но когда Google в 2010 г. объявила, что автомобили Toyota Prius, на которые она установила оборудование для передвижения без водителя, благополучно проехали более 1600 км по дорогам США, Бринолфссон понял, что мог ошибаться. «Кое-что изменилось», - говорит он, вспоминая свое изумление от этого эксперимента.

Технологии на марше

Технологии - от паровых двигателей до роботизированных сварочных аппаратов и банкоматов - долго заменяли людей, но постоянно создавали новые, часто требующие более высокой квалификации рабочие места. Однако последние достижения - от самоуправляемых автомобилей до компьютеров, способных считывать выражение лица человека, - заставили Бринолфссона и других экспертов по-новому взглянуть на влияние автоматизации на рынок труда. Они пытаются понять, наступает ли сейчас момент, когда технологии приобретают способности, до сих пор делавшие людей незаменимыми работниками.

«Многие виды труда стало проще заменять машинами. Наш достаток может быть гораздо выше при меньших затратах труда. Однако может получиться так, что люди хотят работать, но не могут», - говорит Бринолфссон, профессор Sloan School of Management при Массачусетском технологическом институте (MIT).

В Австралии, например, горнодобывающий гигант Rio Tinto использует самоуправляемые грузовики и буры, не требующие присутствия людей-операторов на месторождениях железной руды. Скоро автоматические поезда там будут доставлять руду в порт, находящийся на расстоянии около 480 км. А в порту Лос-Анджелеса устанавливается оборудование, которое позволит вдвое сократить число грузчиков.

Компьютеры проводят юридические исследования, пишут биржевые сводки и новости, а также переводят разговоры. Они генерируют интернет-рекламу для автодилеров, а в банках готовят в больших количествах документы, необходимые для выполнения требований регуляторов о борьбе с отмыванием денег. Все эти функции еще не так давно выполняли люди.

Автоматизация угрожает всем типам рабочих мест, от водителей до официантов и медработников, заявил в прошлом году на конференции сооснователь Microsoft Билл Гейтс: «Не думаю, ментальная модель людей учитывает это».

Автоматизация труда

В результате автоматизации общее число рабочих мест сократится на треть в течение 10 лет, прогнозирует исследовательская компания Gartner. По оценкам экономистов Оксфордского университета, в течение 20 лет половину нынешних рабочих мест заменят машинные технологии.

В своем исследовании экономист MIT Дэвид Отор обнаружил, что технологии уничтожают такие рабочие места для представителей среднего класса, как клерк или бухгалтер, но создают более и менее высокооплачиваемые места. По его словам, это одна из причин поляризации рынка труда и стагнации зарплат в последние 15 лет в США. Экономистам не стоит беспокоиться, что машины скоро заменят людей, считает Отор: «Реальную проблему я вижу в том, что автоматизация приводит к росту неравенства».

Большинство новых технологий могут повысить эффективность труда работников, а не заменят их, говорят Отор и другие эксперты. Согласно их утверждениям и современной истории экономики, рынки создадут новые, пока еще не существующие рабочие места.

Процесс автоматизации может идти медленнее, чем многие ожидают. За последние 30 лет банкоматы быстро распространились по США, но число операционистов в банках стало снижаться лишь недавно. Если в 1985 г. в США их было 484 000, то в 2007 г. - 472 000 (при этом банковская отрасль сильно увеличилась в размерах). Однако после последней рецессии число операционистов сократилось до 361 000.

Ученые внимательно изучают вопрос, как скоро случится прорыв, который позволит роботам взаимодействовать с людьми при выполнении сложных заданий. По мнению одной группы ученых MIT, единственный барьер - это мощность компьютеров, но его вскоре можно будет преодолеть. Другие считают, что исследователи пока еще далеки от того, чтобы перевести здравый смысл, взгляды и сноровку в строку кода. А без этого мощность компьютеров не поможет.

Автоматизация - не проблема

Профессор-робототехник MIT Джон Леонард скептично относится к возможности скорых прорывов в этой области. «Кое-что в роботах заставляет людей думать, что мы близки к фильмам про Терминатора с Арнольдом Шварцнеггером», - говорит он.

Чтобы подтвердить свою точку зрения, Леонард прикрепил камеру к приборной панели автомобиля, чтобы записывать свои ежедневные поездки и доказать, что компьютеры на дороге столкнутся со множеством непредвиденных событий. По мнению 49-летнего профессора, при его жизни самоуправляемые автомобили не смогут ездить по загруженным городским улицам. Недавно Google предоставила Леонарду возможность проехаться на самоуправляемом автомобиле, и он сравнил это с первым полетом на самолете братьев Райт. Это было знаменательное событие, отметил Леонард, но коммерческие авиаперевозки появились спустя долгое время.

Как показал недавний опрос ведущих экономистов, проведенный Чикагским университетом, 88% скорее согласны или абсолютно согласны с тем, что автоматизация никогда не приводила к сокращению занятости в США.

Меньшинство, придерживающееся противоположной точки зрения, считают объем работы конечным. Однако рынок труда до сих пор не функционировал таким образом. Некоторые новые машины были столь эффективными, что приводили к снижению цен и росту спроса, зачастую создавая еще больше рабочих мест. Так, изобретение автомобиля оставило без работы кузнецов, но появилось намного больше людей, занятых в производстве и продаже машин.

Нечто похожее происходит сейчас на шахтах Rio Tinto в Австралии. Там около 10 лет назад началась автоматизация, ставшая возможной благодаря появлению мощных компьютерных чипов и точных GPS-систем. Из-за это сократилось число водителей. Однако, отмечает Джон Макгэг, руководитель отдела технологий и инноваций, теперь Rio Tinto требуется больше инженеров, обладающих знаниями в электро- и механическом машиностроении, которых почти не существовало пять лет назад.

В отеле Aloft в Купертино, шт. Калифорния, роботы выполняют различные поручения. В том числе, самостоятельно передвигаясь по коридорам, привозят постояльцам от стойки регистрации различные предметы. Они находятся у роботов в отсеке, который закрыт, пока он не достигнет нужной двери. Робот не стучит в дверь, а звонит на телефон в номере и ждет. При этом роботы не просят чаевых, а вместо этого гости выставляют им оценку за обслуживание на встроенном экране.

«Мы думали над тем, чтобы сделать их говорящими, - рассказывает Стив Казинс, гендиректор Savioke, создавшей этих роботов. - Но если бы они говорили с людьми, те могли бы подумать, что роботы их понимают». Пока это могут только сотрудники отеля.

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать