«Мегафон» получит 10 млрд рублей от «дочки» «Ростеха»

Он поучаствует в создании и обслуживании системы по взиманию платы с грузовиков
«Мегафон» появится в каждом российском грузовике/ А.Махонин/ Ведомости

«Мегафон» примет участие в создании системы по сбору платы с большегрузных автомобилей на федеральных трассах – оператор заключил договор с «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), которая занимается реализацией этого проекта, говорят представители обеих компаний. Оператор поможет РТИТС автоматически собирать, обрабатывать и хранить данные о движении грузовиков в режиме реального времени, говорит представитель «Мегафона» Алия Бекетова. Сумма договора составила 10 млрд руб., он заключен на 12,5 года, сказал гендиректор РТИТС Александр Советников. Компания выбирала телекоммуникационного партнера, исходя из ряда критериев: возможность размещения оборудования оператора в центре обработки данных, покрытие связью магистральных автодорог федерального значения (у «Мегафона», по данным Роскомнадзора на IV квартал 2014 г., оно составляет 93,87%, у МТС – 92,13%, у «Вымпелкома» – 87,02%), а также возможность создания в кратчайшие сроки единой телекоммуникационной сети для всей системы взимания платы. Всем этим критериям соответствует «Мегафон», утверждает Советников.

У «Мегафона» и РТИТС общий акционер – «Ростех». РТИТС – структура инвестфонда «Ростеха», «РТ-инвест». В конце прошлого года за счет снижения доли «Ростеха» 25% РТИТС получил бизнесмен Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга. Основным акционером «Мегафона» является компания Garsdale Services (50% плюс 100 акций), которая контролируется USM Holdings Алишера Усманова на 95,5%, а остальные 4,5% принадлежат «Ростеху».

Система сбора платы с грузовиков нужна для того, чтобы возместить государству ущерб, который наносят грузовики дорогам федерального значения. Она должна заработать к 15 ноября 2015 г. Готовясь к реализации проекта, РТИТС в начале марта уже купила у Евгения Богданчикова (сына бывшего руководителя «Роснефти» Сергея Богданчикова) центр обработки данных DataPro в Твери.

Кто заплатит за m2m

27 млрд руб. такой кредит на 12 лет предоставит РТИТС Газпромбанк. Он профинансирует все капитальные и операционные затраты на этапах создания и плановой модернизации системы, говорится в пресс-релизе Росавтодора, РТИТС и Газпромбанка. Ставка кредита будет меняться «в зависимости от рыночных условий» и «с учетом существующих программ поддержки от государства».

Система должна будет не только собирать и хранить данные, но и автоматически брать плату с владельцев грузовиков. РТИТС должна распространить не менее 2 млн бесплатных бортовых устройств для фур – эти устройства будут измерять пройденное расстояние на основе данных, полученных от спутниковых систем навигации «Глонасс» и GPS.

Операторы обычно выделяют sim-карты, работающие в таких устройствах, использующих мобильную связь для передачи данных автоматизированным платформам, в отдельную группу – m2m (machine-to-machinе). Средний месячный счет абонента m2m гораздо ниже, чем у обычного пользователя, – около 150 руб., а в сфере транспорта еще ниже – около 100 руб. или меньше, говорит человек, близкий к крупному сотовому оператору. Средний счет абонента «Мегафона» в IV квартале 2014 г., для сравнения, составил 324 руб. От контракта с РТИТС «Мегафон» будет получать 800 млн руб. в год. То есть если РТИТС выполнит минимум по числу установленных бортовых устройств, то ARPU «Мегафона» от sim-карт этого проекта может составить 33 руб.

У МТС и «Вымпелкома» тоже есть проекты, связанные с мониторингом транспорта. У МТС именно эта отрасль лидирует по применению m2m-технологий, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. В 2014 г. доля sim-карт, задействованных в транспортной сфере, в общем объеме sim-карт m2m в сети МТС выросла на 2 п. п. по сравнению с итогами 2013 г. и составила 43%. Эти решения используются для мониторинга муниципального и коммерческого транспорта, автомобилей экстренных служб и частного автотранспорта, добавляет он.

«Вымпелком» реализует ряд проектов по оснащению транспорта системами «Глонасс» и по мониторингу транспорта – с госзаказчиками, с крупными логистическими компаниями, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Кроме того, «Вымпелком» поставляет такие услуги почти всем крупнейшим ритейлерам с собственными автопарками. Управление парком sim-карт, превышающим 3000–5000, требует дополнительных технических решений со стороны оператора и использования m2m-платформы, добавляет она.