Статья опубликована в № 3806 от 07.04.2015 под заголовком: Почта оказалась прибыльной

«Почта России» впервые с 2005 года получила настоящую чистую прибыль

Хотя в 2014 году потратила на зарплаты на 10,5 млрд рублей больше, чем год назад
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли
С.Портер / Ведомости

Чистая прибыль ФГУП «Почта России» в 2014 г. превысила 1,2 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор предприятия Дмитрий Страшнов. Годом ранее чистая прибыль была номинальной – 24 млн руб., следует из отчетности почты (есть у «Ведомостей»). В прошлом году она выросла в 50 раз, несмотря на индексацию зарплат, обращает внимание Страшнов: в 2014 г. расходы «Почты России» на оплату труда выросли на 13%, или на 10,5 млрд руб. Если бы не это повышение, чистая прибыль составила бы почти 12 млрд руб.

Формально «Почта России» показывала чистую прибыль и в прошлые годы, но с 2008 по 2013 г. она получала госсубсидии на доставку газет и журналов по подписке. Государство ежегодно выделяло почте из бюджета около 3 млрд руб. в обмен на обещание не поднимать тарифы на доставку изданий. В 2011 г. субсидии составили 3,04 млрд руб., в 2012 г. – 3,2 млрд руб., а в 2013 г. – 2,5 млрд руб. За вычетом этих сумм предприятие было бы убыточным.

Последний раз такие субсидии «Почта России» получила в 2013 г. – на подписку в первом полугодии 2014 г., говорит ее представитель. Таким образом, без учета субсидий прошлый год стал первым с 2005 г., когда почта получила чистую прибыль. (В 2006 и 2007 гг. субсидий не было, но ФГУП получал чистый убыток.)

Завершить прошлый год с чистой прибылью предприятию удалось благодаря сокращению операционных затрат (кроме заработной платы) на 6%, рассказывает Страшнов. Сокращение было проведено еще до того, как президент попросил госкомпании урезать расходы, подчеркивает он. Сейчас «Почта России» работает без финансовой поддержки со стороны государства и в отличие от многих других госкомпаний просить такой поддержки, несмотря на кризис, пока не планирует, заявляет Страшнов.

Выручка предприятия увеличилась в прошлом году на 5,5% до 140,3 млрд руб., следует из его отчетности. Это чуть ниже обозначенного в стратегическом плане целевого показателя в 146 млрд руб., но и затраты сократились гораздо сильнее, чем было предусмотрено стратегией, говорит Страшнов. В итоге чистая прибыль оказалась намного больше, чем предписано в стратегии (планировалось 45 млн руб.).

Снижение операционных затрат, повышение зарплат, рост тарифов – все это в целом соответствует стратегии, описанной в отчете «Почты России» за 2013 г., говорит руководитель практики розничной торговли Accenture Михаил Першин. Компания активно инвестирует в развитие технологий, проводит модернизацию и это окупается, замечает он.

Рост чистой прибыли, при том что затраты на увеличение зарплат выросли более чем на 10,5 млрд руб., – достижение, уверен старший аналитик Национального рейтингового агентства Ирина Григорьева. В 2013 г. «Почта России» повышала зарплаты работникам основного производственного персонала в городах-миллионниках, но тогда затраты на персонал выросли всего на 1,3 млрд руб., напоминает она, а в 2014 г. зарплаты были повышены всем сотрудникам предприятия. Важным Григорьева считает и то, что снижение прочих затрат не сказалось на качестве услуг – наоборот, контрольные сроки доставки корреспонденции стали выдерживаться точнее благодаря улучшениям в логистике и IT.

Увеличить выручку «Почте России» удалось во многом благодаря росту межграничной интернет-торговли, предполагает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Ростом чистой прибыли предприятие обязано оптимизации издержек, не сомневается он, но потенциал роста эффективности еще не исчерпан: можно еще и логистику улучшать, и производительность труда увеличивать. Кризис может оказать давление на выручку «Почты России», но может даже повлиять на нее положительно, допускает Васин: столкнувшись с ростом цен в магазинах, покупатели могут попытаться оптимизировать издержки, переориентировавшись на китайский интернет-шопинг, и тогда почта может дополнительно заработать на электронной торговле.

Грамотей
08:25 07.04.2015
Прозошедший сдвиг в финансах Почты - прямое следствие роста трансграничных посылок из Китая. От 5 тыс в сутки в 2013 году до 300 тыс в сутки - это рост за два года! Из 195 млн посылок (всех - и внутренних и трансграничных) - порядка половины (!) - это посылки из Китая (текущий средний чек - около 1100 рублей, так что кризис им не помеха, тут совсем иной расклад, чем посылки из Европы или Штатов со средним чеком существенно выше 100$, а текущий средний чек по российским интернет-магазинам - порядка 3 тыс руб). Наконец-то Почта загрузила свою инфраструктуру, которую кормить-то было надо по-любому. Рост китайских объёмов связан со сменой руководства почты - при предыдущем только строили АСЦ (сорт.центры) и на них осваивали миллиарды, построили 3-4, а планировали около 20 (!), а реальные дела начались при г-не Страшнове, за что спасибо ему.
50
Комментировать
Читать ещё
Preloader more