Статья опубликована в № 3948 от 28.10.2015 под заголовком: Прокатился со второго места на пятое

Крупнейший российский кинопрокатчик теряет долю рынка

Лидером рынка стала Universal Pictures, но вряд ли надолго

Кассовые сборы фильмов, которые прокатала «Централ партнершип» (ЦПШ, акционер – «Газпром-медиа»), составили в первые девять месяцев этого года 4,6 млрд руб. и сократились на 39% к уровню годичной давности (здесь и далее данные журнала «Бюллетень кинопрокатчика»). Компания сработала хуже рынка, который пусть медленно, но растет: в январе – сентябре жители России и других стран СНГ (без Украины) потратили на билеты в кино 36,5 млрд руб. – на 4% больше, чем годом ранее. Результат – падение ЦПШ в рейтинге прокатчиков со второго на пятое место.

Крупнейшим прокатчиком России по итогам девяти месяцев этого года стала Universal Pictures, ее фильмы собрали четверть национальной кассы. До этого компания была лидером российского проката только в 2007–2008 гг., а с 2009 г. не поднималась выше четвертого места в рейтинге. Но в этом году Universal выпустила пять из 10 самых кассовых (на данный момент) фильмов года, включая «Миньоны» и «Форсаж-7». Студия установила рекорд по сроку, за который ее мировая касса превысила $4 млрд, – ей хватило для этого всего четырех месяцев с начала года.

Однако первенство Universal не будет долгим, уверены опрошенные «Ведомостями» руководители кинотеатров и кинокомпаний: по итогам года она уступит бессменному лидеру российского кинопроката начиная с 2011 г. – Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. По итогам девяти месяцев эта совместная компания Disney и Sony Pictures – вторая, но в ноябре – декабре она выпустит в прокат последнюю часть «Голодных игр» («Сойка-пересмешница. Часть 2»), очередную серию Джеймса Бонда («007: Спектр»), а главное, новые «Звездные войны» («Пробуждение силы»).

Гендиректор Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing Антон Сиренко говорит, что верит в возврат компании на первое место по итогам 2015 г. Представитель Universal от комментариев воздержался.

За последние пять лет кассовые сборы в России выросли на треть, но ЦПШ не сумела этим воспользоваться: ее доля на рынке сократилась за это время более чем вдвое – с 27 до 12,7% (см. график на стр. 19). Большую часть доходов ЦПШ традиционно приносили фильмы американской студии Paramount (у ЦПШ эксклюзивный контракт на прокат ее фильмов в России).

Но в этом году сборы фильмов Paramount снизились в 1,5 раза до 2,6 млрд руб., а фильмов других студий, прокатанных ЦПШ, – только на 19% до 2 млрд руб.

Неважно идут дела у Paramount и в целом. В США, по данным Box Office Mojo, сборы ее фильмов почти на треть меньше, чем годом ранее.

В кинопроизводстве существует цикличность – «прошлый год был для Paramount очень хорошим, этот – не самый ударный, в следующем году у студии снова выйдет в прокат сильный пакет», говорит гендиректор ЦПШ Павел Степанов. Этот год вообще сложный для российских прокатчиков, продолжает он: люди экономят и если идут в кино, то прежде всего на блокбастеры. У ЦПШ же в этом году блокбастеров было мало, признает Степанов, хотя и по части других картин «ожидания были выше». Вдобавок в этом году ЦПШ сознательно стала прокатывать качественное, но не всегда массовое российское кино – например, фильмы «Орлеан», «14+», мультфильм «Серафима». «Мы изначально были готовы, что наши сборы в этом году будут меньше, поэтому поставили цель сохранить рентабельность бизнеса, что пока удается», – говорит Степанов.

Как и другие прокатчики, ЦПШ получает долю от кассы – в среднем 5–15% сборов, рассказывает он, но агентское вознаграждение ЦПШ за прокат российских фильмов выше, чем за прокат релизов Paramount. Финансовые результаты ЦПШ не раскрывает с 2013 г., когда ее выручка составляла 6,3 млрд руб., а EBITDA – 2,8 млрд руб. В 2014 г., по словам близкого к ЦПШ человека, прокат обеспечил компании около 40% выручки, а рентабельность этого бизнеса составила около 15%. Рентабельность удается удерживать, в частности, потому, что доля Paramount в доходах ЦПШ снизилась, добавляет Степанов, но цифры не называет. За следующий год он спокоен: помимо «очень хороших пакетов» Paramount и Summit Entertainment (другая студия – партнер ЦПШ), прокатчик выводит такие сильные российские фильмы, как «Экипаж» от «Тритэ» и «Викинг» от «Дирекции кино».

«Желание ЦПШ поддержать российское кино, в том числе фильмы по факту не массовые, а арт-хаусные, обернулось для компании потерями, – говорит руководитель крупной кинокомпании. – Хотя желание само по себе похвальное».

Последние четыре года были сложными для ЦПШ: у нее сменилось пять гендиректоров и президентов, с каждым из них уходила часть команды. Компания прошла через суды со своим основателем Рубеном Дишдишяном, лишь год назад его пакет полностью выкупила «Газпром-медиа». Год назад генеральным продюсером ЦПШ был назначен Дмитрий Дьяченко, но он не проработал на этой должности и месяца; нового продюсера компания нашла лишь этим летом, им стал Джаник Файзиев.

В середине 2000-х гг. ЦПШ начала снимать собственные фильмы. Среди известных – «Волкодав из рода серых псов», «Бой с тенью», «Темный мир», «Наша Russia. Яйца судьбы», «Уланская баллада». Но в 2012 г. после ряда неудач холдинг «Профмедиа» (который тогда контролировал ЦПШ) решил больше не заниматься массовым производством кино, а сконцентрировался на телесериалах.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать