Статья опубликована в № 3962 от 18.11.2015 под заголовком: Стратегия МТС сработает позже

Розничная стратегия МТС стоила ей 2,2 п. п. рентабельности

Она принесет плоды, когда вырастет использование мобильного интернета
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выручка МТС в России в III квартале выросла на 4,7% до 103,9 млрд руб. благодаря росту доходов от мобильного бизнеса и продажи телефонов, говорится в материалах компании. МТС улучшила прогноз по выручке на 2015 г. и теперь ожидает роста в России и в целом по группе более чем на 4%. Ранее компания ожидала, что доходы группы в 2015 г. вырастут не менее чем на 2%, в России – не менее чем на 3%. ADR МТС во вторник подорожали на 4,6% с $6,73 до $7,07 за расписку.

Квартальный показатель OIBDA в России сократился у МТС на 2,1% год к году до 44,5 млрд руб., а рентабельность по OIBDA – на 3 п. п. до 42,8%. В целом по группе она упала еще больше – на 4 п. п. год к году до 41,7%. На рентабельности компании сказался рост низкомаржинальных продаж телефонов и аксессуаров, говорится в отчетности. В апреле 2015 г. оператор снизил цены на смартфоны на 30%, почти до закупочных. В итоге в III квартале валовая рентабельность продаж устройств и аксессуаров снизилась у МТС до 7,1% с 12,5% годом ранее. Кроме того, МТС расширяла свою розничную сеть – за июль – октябрь она выросла более чем на 6%. Как ранее рассказывал руководитель розницы МТС Арвидас Алутис, розничная сеть МТС перестанет быть бизнесом – новая стратегия оператора ставит перед ней задачу стимулировать абонентов потреблять больше интернет-трафика.

За счет больших продаж общая выручка выросла, но их маржинальность снизилась, говорит вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня. По словам президента МТС Андрея Дубовскова, для общей рентабельности компании фактор низкомаржинальных продаж телефонов «имеет маргинальное значение».

Абонентов стало больше

Мобильная абонентская база МТС в России выросла в III квартале на 1,5 млн до 76,9 млн. Ее рост оказался меньшим, чем у конкурентов: у «Мегафона» количество абонентов за тот же период увеличилось на 2 млн до 73,9 млн, у «Вымпелкома» – на 1,8 млн до 59 млн.

Продажи телефонов и аксессуаров оказали самое большое влияние на маржу по OIBDA группы МТС – этот фактор снизил ее на 2,2 п. п., говорится в отчете компании. При этом рост использования мобильного интернета почти компенсировал это снижение: размер положительного влияния на рентабельность по OIBDA – 2,1 п. п.

МТС активно развивает розницу плюс снижает цены на смартфоны, это приводит к падению валовой маржи – и у продаж смартфонов, и у всей компании в целом, объясняет аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. При этом он считает, что выбранная МТС розничная стратегия – это единственный возможный вариант развития. Поскольку в «Связном» и «Евросети» контракты МТС не продаются, группе приходится работать только в собственной рознице, поясняет он.

По итогам III квартала прирост абонентов МТС оказался наименьшим из «большой тройки», но это не обязательно стало прямым следствием ухода оператора из «Связного» и развития собственной сети, говорит представитель Райффайзенбанка Сергей Либин. C учетом того что в ритейле МТС работала почти с нулевой рентабельностью, на общей марже это сказалось не так сильно. «Того, что розничная стратегия МТС себя не оправдала, я бы точно не стал говорить», – заключает Либин.

Цель оператора – не увеличение продаж в рознице, а рост мобильного трафика и доходов от него, напоминает аналитик «Уралсиба» Константин Белов, а это процесс долгосрочный и пока делать выводы о его успешности рано.

Темпы роста абонентской базы у МТС не замедляются, говорит Венгранович. МТС сейчас стремится продать максимальное количество контрактов с мобильным интернетом, чтобы обеспечить максимальный рост дата-выручки в дальнейшем, замечает он. Но эффекта в виде роста ARPU от этих продаж следует ждать только через несколько месяцев, прогнозирует он.

Стратегия МТС направлена на стимулирование использования интернета, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Для начала у абонентов должен появиться смартфон, а дальнейшая задача – заставить их активно пользоваться интернет-сервисами, объясняет он. По его словам, сейчас около 30% владельцев смартфонов в сети МТС пока пользуются ими лишь как обычным телефоном.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more