Число абонентов Tele2 выросло впервые с 2013 года

Оператор рассчитывает на рост за счет выхода в Москву и мобильного интернета
Абонентская база Tele2 выросла после перехода под ее бренд бывших активов «Ростелекома»/ А. Гордеев/ Ведомости

Выручка «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) в III квартале 2015 г. снизилась год к году на 4,2% и составила 23,9 млрд руб., следует из отчета компании. При этом темпы падения выручки замедляются – во II квартале 2015 г. выручка сократилась год к году на 7,1% до 23,6 млрд руб.

Абонентские базы конкурентов за тот же период выросли сильнее: у «Мегафона» число абонентов увеличилось на 2 млн до 73,9 млн, у «Вымпелкома» – на 1,8 млн до 59 млн, у МТС – на 1,5 млн до 76,9 млн. Правда, Tele2 работает только в 64 регионах России, тогда как компании «большой тройки» – в 83.

Выручка и абонентская база Tele2 падала с 2014 г. и говорить о том, что компания полностью преодолела этот тренд, пока рано, считает аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин. В течение года количество абонентов у Tele2 снижалось и, хотя сейчас действительно рано говорить о том, что все трудности пройдены, тенденция улучшения показателей очевидна, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Правда, не последнюю роль в этом росте сыграл «эффект низкой базы» в новых для оператора регионах, предупреждает он. За счет агрессивного маркетинга вполне можно привлечь новых абонентов, однако вопрос – окупится ли это в итоге, получит ли компания качественных абонентов, на которых можно зарабатывать, замечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. По его мнению, оценивать качество абонентской базы Tele2 пока рано.

Если снижение выручки оператору еще не удалось прекратить, то его абонентская база наконец начала расти, увеличившись за квартал на 800 000 до 35,5 млн sim-карт. Она снижалась шесть кварталов подряд: так, во II квартале она упала на 8%. Причиной роста базы стали запуски бренда Tele2 в тех регионах, где до этого работали сотовые компании «Ростелекома» («Т2 РТК холдинг» в середине 2014 г. объединил в себе мобильные активы Tele2 и «Ростелекома»), а также запуски новых сетей 3G и 4G в 12 регионах в III квартале, говорится в сообщении Tele2. На рынок Москвы и области оператор вышел только 22 октября, поэтому в отчетности компании за III квартал эффект от этого выхода не отражен.

Отток Tele2 остается ниже, чем у конкурентов. В III квартале он составил 8,32%, тогда как отток «Вымпелкома» и МТС за этот же период составил 13 и 9,7% соответственно. «Мегафон» этот показатель не раскрывает.

Самый строящий оператор

Инвестиции Теlе2 в III квартале составили 8,9 млрд руб., или 37% от выручки. У МТС инвестиции за тот же период составляли 16,2% доходов, у «Вымпелкома» – 17,5%, у «Мегафона» – 32,4%.

Белов обращает внимание на сильное снижение показателя рентабельности по EBITDA, частично объясняя это затратами на освоение московского рынка. Квартальный показатель EBITDA Tele2 составил 5,5 млрд руб., снизившись на 15,1% год к году, а показатель рентабельности EBITDA сократился с 26,1 до 23,2%. Рентабельность снизилась вследствие затрат на запуск бренда и строительство сетей 3G и 4G, объясняется в сообщении компании. Рентабельность по OIBDA в III квартале у МТС составила 42,8%, у «Мегафона» – 45,2%, у «Вымпелкома» – 39,3%.

Уровень рентабельности по EBITDA остается существенно ниже, чем у операторов «большой тройки», – это означает, что у Tele2 не так много ресурсов, чтобы в течение долгого времени придерживаться агрессивной ценовой политики, в том числе в Москве, считает Белов. Инвестиции в строительство сетей 3G и 4G в регионах и сети в Москве, которые были согласованы и одобрены акционерами, повлияли на показатель EBITDA и привели к снижению маржинальности, но это было запланировано изначально и закладывает основу для дальнейшего развития компании, уверяет представитель Tele2 Константин Прокшин.

Tele2 удалось замедлить падение выручки и улучшить квартальные показатели, что объясняется эффектом от строительства 4G- и 3G-сетей, говорит Васин. По его мнению, это в очередной раз доказывает, что объединение «Ростелекома» и Tele2 было единственным способом сохранить компанию, поскольку доходы операторов от голосовых услуг снижаются и основной рост ассоциируется именно с 4G- и 3G-сетями. При этом он отмечает, что сети только построены, поэтому на качественный рост, сравнимый с показателями «большой тройки», компания может выйти только к концу 2016 г.

О том, что большая часть сетей 3G и 4G заработала только во II и III кварталах 2015 г., говорится и в сообщении компании. Именно этим объясняется то, что рост выручки от передачи данных пока не может компенсировать падение голосовой выручки оператора. Причиной роста выручки в дальнейшем должен стать набор абонентской базы в Московском регионе, а также продвижение услуг скоростного мобильного интернета в регионах, следует из отчета Tele2.