Статья опубликована в № 3969 от 27.11.2015 под заголовком: Tele2 пошла в рост

Число абонентов Tele2 выросло впервые с 2013 года

Оператор рассчитывает на рост за счет выхода в Москву и мобильного интернета

Выручка «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) в III квартале 2015 г. снизилась год к году на 4,2% и составила 23,9 млрд руб., следует из отчета компании. При этом темпы падения выручки замедляются – во II квартале 2015 г. выручка сократилась год к году на 7,1% до 23,6 млрд руб.

Если снижение выручки оператору еще не удалось прекратить, то его абонентская база наконец начала расти, увеличившись за квартал на 800 000 до 35,5 млн sim-карт. Она снижалась шесть кварталов подряд: так, во II квартале она упала на 8%. Причиной роста базы стали запуски бренда Tele2 в тех регионах, где до этого работали сотовые компании «Ростелекома» («Т2 РТК холдинг» в середине 2014 г. объединил в себе мобильные активы Tele2 и «Ростелекома»), а также запуски новых сетей 3G и 4G в 12 регионах в III квартале, говорится в сообщении Tele2. На рынок Москвы и области оператор вышел только 22 октября, поэтому в отчетности компании за III квартал эффект от этого выхода не отражен.

Абонентские базы конкурентов за тот же период выросли сильнее: у «Мегафона» число абонентов увеличилось на 2 млн до 73,9 млн, у «Вымпелкома» – на 1,8 млн до 59 млн, у МТС – на 1,5 млн до 76,9 млн. Правда, Tele2 работает только в 64 регионах России, тогда как компании «большой тройки» – в 83.

Отток Tele2 остается ниже, чем у конкурентов. В III квартале он составил 8,32%, тогда как отток «Вымпелкома» и МТС за этот же период составил 13 и 9,7% соответственно. «Мегафон» этот показатель не раскрывает.

Выручка и абонентская база Tele2 падала с 2014 г. и говорить о том, что компания полностью преодолела этот тренд, пока рано, считает аналитик Raiffeisenbank Сергей Либин. В течение года количество абонентов у Tele2 снижалось и, хотя сейчас действительно рано говорить о том, что все трудности пройдены, тенденция улучшения показателей очевидна, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Правда, не последнюю роль в этом росте сыграл «эффект низкой базы» в новых для оператора регионах, предупреждает он. За счет агрессивного маркетинга вполне можно привлечь новых абонентов, однако вопрос – окупится ли это в итоге, получит ли компания качественных абонентов, на которых можно зарабатывать, замечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. По его мнению, оценивать качество абонентской базы Tele2 пока рано.

Самый строящий оператор

Инвестиции Теlе2 в III квартале составили 8,9 млрд руб., или 37% от выручки. У МТС инвестиции за тот же период составляли 16,2% доходов, у «Вымпелкома» – 17,5%, у «Мегафона» – 32,4%.

Белов обращает внимание на сильное снижение показателя рентабельности по EBITDA, частично объясняя это затратами на освоение московского рынка. Квартальный показатель EBITDA Tele2 составил 5,5 млрд руб., снизившись на 15,1% год к году, а показатель рентабельности EBITDA сократился с 26,1 до 23,2%. Рентабельность снизилась вследствие затрат на запуск бренда и строительство сетей 3G и 4G, объясняется в сообщении компании. Рентабельность по OIBDA в III квартале у МТС составила 42,8%, у «Мегафона» – 45,2%, у «Вымпелкома» – 39,3%.

Уровень рентабельности по EBITDA остается существенно ниже, чем у операторов «большой тройки», – это означает, что у Tele2 не так много ресурсов, чтобы в течение долгого времени придерживаться агрессивной ценовой политики, в том числе в Москве, считает Белов. Инвестиции в строительство сетей 3G и 4G в регионах и сети в Москве, которые были согласованы и одобрены акционерами, повлияли на показатель EBITDA и привели к снижению маржинальности, но это было запланировано изначально и закладывает основу для дальнейшего развития компании, уверяет представитель Tele2 Константин Прокшин.

Tele2 удалось замедлить падение выручки и улучшить квартальные показатели, что объясняется эффектом от строительства 4G- и 3G-сетей, говорит Васин. По его мнению, это в очередной раз доказывает, что объединение «Ростелекома» и Tele2 было единственным способом сохранить компанию, поскольку доходы операторов от голосовых услуг снижаются и основной рост ассоциируется именно с 4G- и 3G-сетями. При этом он отмечает, что сети только построены, поэтому на качественный рост, сравнимый с показателями «большой тройки», компания может выйти только к концу 2016 г.

О том, что большая часть сетей 3G и 4G заработала только во II и III кварталах 2015 г., говорится и в сообщении компании. Именно этим объясняется то, что рост выручки от передачи данных пока не может компенсировать падение голосовой выручки оператора. Причиной роста выручки в дальнейшем должен стать набор абонентской базы в Московском регионе, а также продвижение услуг скоростного мобильного интернета в регионах, следует из отчета Tele2.