Чистая прибыль Lenovo в III квартале 2015 году выросла

Благодаря сокращению затрат и росту продаж в корпоративном сегменте
Прибыльность Lenovo превзошла ожидания/ Emilio Morenatti/ AP

Потребительский спрос на электронику растет все медленнее, и это отразилось на показателях Lenovo Group, крупнейшего мирового производителя персональных компьютеров. В III квартале продажи компьютеров и смартфонов Lenovo сократились, и компания предупредила о дальнейшем ухудшении условий на этих рынках. Вместе с тем чистая прибыль Lenovo неожиданно выросла благодаря сокращению затрат и росту продаж в корпоративном сегменте.

Выручка Lenovo сократилась на 8,5% – с $14,1 млрд в прошлом году до $12,9 млрд. Аналитики, опрошенные Thomson One Analytics, в среднем прогнозировали чистую прибыль Lenovo в квартале, завершившемся 31 декабря, на уровне $226,3 млн, реально же она составила $300 млн, увеличившись по сравнению с прошлогодней на 18%.

В последние годы популярность смартфонов позволяла многим производителям электроники компенсировать падение спроса на персональные компьютеры, но сейчас проблемы затрагивают обе категории продуктов. Если в 2010 г. поставки смартфонов выросли на 80%, то в 2015 г. рост составил всего 11%, в дальнейшем, как считают аналитики из Canalys, замедление продолжится. На рынке ПК спад наблюдается уже несколько лет подряд, и поставщики полагают, что пик спада придется на 2016 г. Умные часы и другие новые категории высокотехнологичных продуктов, которые позволили бы участникам рынка компенсировать ухудшение в традиционных сегментах, пока еще не стали по-настоящему популярными. «Золотой век закончился, и нам придется подождать нового поколения продуктов, чтобы увидеть следующий всплеск потребления», – считает Чжоу Хао, экономист из Commerzbank.

Поставки выросли

20,2 млн столько смартфонов поставила на мировой рынок Lenovo в IV квартале 2015 г., свидетельствуют данные IDC. Это на 43,6% больше, чем за тот же период 2014 г., когда компания поставила на рынок 14,1 млн умных телефонов.

Негативная тенденция затронула даже ведущих игроков рынка. В январе Apple предупредила, что в текущем квартале ее выручка может впервые за 13 лет сократиться, поскольку глобальный спрос на устройства iPhone наконец насытился. У Samsung Electronics сокращается прибыль, и компания прогнозирует обострение проблем с ней. Менее крупным поставщикам приходится еще тяжелее. Тайваньская компания HTC в очередном квартале вместо прибыли зафиксировала чистый убыток в размере $101,4 млн.

Председатель совета директоров Lenovo Ян Яньцин заявил в интервью, что его компания оказалась «в действительно трудных рыночных условиях», но надеется в этом году улучшить показатели доходов и прибыли, отобрав долю рынка у других производителей ПК и активизировав продвижение смартфонов на развивающихся рынках. «Мы выиграем за счет более высокой эффективности, – уверен Ян. – У нас самая конкурентоспособная структура расходов».

Ослабление валют развивающихся стран больно ударило по бизнесу изготовителей электроники, которые обычно платят своим поставщикам в американских долларах. Если бы не обесценивание национальной валюты, квартальная выручка Lenovo сократилась бы не на 8%, а всего на 2%, утверждают представители компании. Если обесценивание валюты продолжится, Lenovo, вероятно, будет повышать цены на свои продукты на развивающихся рынках.

Для подразделения смартфонов, приобретенного у Google и ранее входившего в структуру Motorola, квартал впервые оказался безубыточным, несмотря на массивное списание складских запасов смартфонов.

Наиболее успешным квартал оказался для подразделения корпоративных систем, включающего в себя производство серверов и сетевых продуктов, – здесь выручка увеличилась на 8%.

Согласно исследованию аналитической компании IDC, вобрав бизнес Motorola, Lenovo стала четвертым по величине производителем смартфонов в мире. В IV квартале 2015 г. она заняла 5,1% рынка, уступив лишь Samsung, Apple и Huawei.

По словам аналитика Canalys Николь Пенг, прогресс Lenovo в продажах смартфонов в последние месяцы был связан главным образом с ее конкурентоспособными ценами на развивающихся рынках, таких как Индия, поскольку доля рынка компании в Китае сократилась в пользу конкурирующих с ней Huawei и других производителей. Поставки смартфонов Lenovo в Индию, по ее словам, за последний год выросли на 75%, тогда как в Китае упали на 53%.

Перевел Александр Силонов