Технологии
Бесплатный
Ханна Кучлер
Статья опубликована в № 4088 от 03.06.2016 под заголовком: Бесплатно – не значит привлекательно

«Интернетом для бедных» в развивающихся странах пользуется 5% абонентов со смартфоном

Каждый четвертый переходит на платный доступ

Исследование, проведенное в ряде развивающихся стран Альянсом за доступный интернет (Alliance for Affordable Internet, AAI), показало, что лишь один из 10 владельцев сотовых телефонов в таких странах соглашается пользоваться услугой бесплатного доступа в интернет с ограниченными возможностями. Менее чем для 5% пользователей в восьми крупнейших развивающихся странах бесплатный сервис является основным способом подключения к сети.

AAI – проект, поддерживаемый рядом государств, неправительственных организаций и высокотехнологичных компаний, включая Facebook, Google и Microsoft. Проведенное исследование пришлось на период, когда рост числа пользователей интернета стабилизировался. По данным Kleiner Perkins, в 2015 г. это число выросло по сравнению с 2014 г. на 9%, годом ранее рост был таким же, а двумя годами ранее – выше.

Дханарадж Тхакур, основной автор отчета AAI о мобильных сервисах, полагает, что предоставление бесплатного доступа не решает всех проблем с подключением к сети жителей развивающихся стран. Даже если трафик данных оказывается бесплатным, малоимущим клиентам в большинстве случаев приходится платить за смартфон и пользование услугами сотовых операторов. «Фактор цены – важная часть проблемы, но есть еще такие аспекты, как навыки работы в интернете, понимание того, что можно делать, подключившись к сети, как пользоваться браузером или имеющимися приложениями, как искать контент на нужном языке», – говорит Тхакур.

«Нулевые тарифы», позволяющие клиентам пользоваться определенными услугами, не платя за передачу данных, обычно предлагаются в результате соглашений между сотовыми операторами и интернет-сервисами. Подключение к интернету осуществляется бесплатно, но при этом, как отмечают многие наблюдатели, появляются две категории пользователей интернета в зависимости от того, платят они за доступ или нет.

В начале этого года Facebook предложил бесплатный пакет «базовых» услуг Free Basics, но в Индии эта инициатива была заблокирована: власти заявили, что более бедным клиентам предлагается неполноценный интернет и таким образом нарушается принцип сетевого нейтралитета. Facebook обвинили в насаждении «цифрового колониализма», системы, которая не могла бы появиться в США, где соблюдение сетевого нейтралитета, т. е. равных условий для всех пользователей, прописано в законе.

Порядка 28% пользователей, опрошенных исследователями из AAI, предпочли перейти с нулевого тарифа на платный. «Мы спрашивали у них о причине такого решения, и они чаще всего отвечали, что нулевой тариф не дает им доступа к интересующим их сайтам и приложениям», – говорит Тхакур.

Сейчас AAI пытается определить, какие еще возможности делают доступ в интернет привлекательным для клиентов. По словам Тхакура, для тех, кто не может позволить себе оплату тарифа с полноценным мобильным доступом, очень важным является WiFi-доступ, даже если он используется только со смартфона.

Google и Facebook сейчас готовят в Индии проекты по организации доступа через WiFi. Google планирует развернуть сеть высокоскоростного беспроводного доступа на железнодорожных станциях по всей стране. Facebook экспериментирует с проектом Express WiFi, в рамках которого в торговых точках в сельских районах предоставляется WiFi-доступ с почасовой оплатой.

Перевел Александр Силонов

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more