«Медиазона» начала сбор пожертвований с читателей

Если издание сможет выжить на краудфандинге, оно станет крупнейшим в России проектом такого рода
«Медиазона» и создавшие ее бывшие участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина делали совместные проекты в обмен на перечисление денег изданию/ Максим Стулов / Ведомости

Интернет-СМИ «Медиазона» сегодня, 5 декабря, начинает сбор пожертвований с читателей, рассказал «Ведомостям» издатель проекта Петр Верзилов. «Медиазона» переходит на краудфандинг, поскольку ее ресурсов больше не хватает на содержание и особенно развитие проекта, говорит он. До сих пор основными источниками доходов издания были пожертвования, дотации и гранты иностранных фондов и организаций, рассказал Верзилов. «Медиазона» и создавшие ее бывшие участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина делали совместные проекты, к примеру, с Сиднейским домом оперы в обмен на перечисление денег изданию. Такие гранты позволяли «Медиазоне» существовать несколько лет, говорит Верзилов: «Но это очень энергозатратная и ненадежная модель финансирования».

«Медиазона» запущена осенью 2014 г., ее главный редактор – Сергей Смирнов. Издание пишет прежде всего об уголовных расследованиях и судебных процессах. Год назад в интервью Фонду Егора Гайдара Смирнов вспоминал: «Я еще два года назад говорил о том, что у нас вся политика будет в судах и в уголовных делах. Мало кто верил. Но вот сейчас, в 2016 г., это абсолютно точно». В среднем в месяц на сайт «Медиазоны» заходит около 1 млн уникальных пользователей, говорит Верзилов.

Жизнь с убытком

По данным сервиса Kartoteka.ru, Смирнов – единственный владелец компании – учредителя «Медиазоны» – ООО «ЗП» (СМИ зарегистрировано в Роскомнадзоре). Эта компания глубоко убыточна – ее выручка в 2016 г. составила 329 000 руб., прочие доходы – 8 млн руб., чистый убыток – 3,2 млн руб.

Но как объясняет Верзилов, финансирование «Медиазоны» со стороны иностранных компаний устроено таким образом, что основная часть денег поступала не на счета компании, а сразу на счета сотрудников – журналистов, программистов и т. д. Из-за этого, в частности, «Медиазона» не отчитывалась о получении иностранного финансирования перед Роскомнадзором.

В реальности выпуск «Медиазоны» обходится примерно в 2,5 млн руб. в месяц, или около 30 млн руб. в год, заявил Верзилов. Издание рассчитывает собрать с помощью краудфандинга большую часть этой суммы. И цель кампании по сбору средств – добиться, чтобы читатели и фанаты проекта не один раз перечислили деньги, а подписались на регулярные ежемесячные платежи проекту, говорит Верзилов. Поэтому краудфандинговая кампания «Медиазоны» не будет ограничена по времени.

Жизнь без рекламы

Специфика «Медиазоны» не позволяет рассчитывать на большие размещения рекламы, рассуждает он, хотя у издания были отдельные коммерческие спецпроекты, например с Рокетбанком. Поскольку у издания социально значимая тематика и цель ее материалов – получить максимальный общественный резонанс, то «Медиазона» не может зарабатывать и на подписке – тогда доступ к части контента необходимо будет ограничить, добавляет он.

Чтобы привлечь внимание к кампании по сбору средств, «Медиазона» договорилась о поддержке с политиками, писателями, журналистами и продюсерами. Среди них политик Алексей Навальный, журналист Андрей Лошак, писатель Михаил Зыгарь, кинокритик Роман Волобуев.

Представитель Навального подтвердил, что политик поддержит «Медиазону» – он собирается перечислять изданию 1000 руб. ежемесячно.

«Половина моих знакомых за последний год побывали на допросах, – говорит Волобуев, – живо себе представляю, что это может произойти в любой момент и со мной. Государство стало опасным, неприятным животным, которому нужны watchdog (сторожевой пес, контроллер. – «Ведомости»). «Медиазона» как раз такое СМИ».

Как и в случае с иностранными пожертвованиями, деньги от читателей будут поступать не на счета компании – учредителя «Медиазоны», а автоматически распределяться между сотрудниками издания, рассказал Верзилов: «Есть определенные ограничения как с приемом пожертвований коммерческими компаниями, так и с перечислением пожертвований через платежные системы юридическим лицам». Два юриста, опрошенных «Ведомостями», согласились, что такие ограничения есть, и предположили, что среди прочего это позволит «Медиазоне» сэкономить на налогах. От официальных комментариев они отказались, сославшись на отсутствие конкретных данных по платежам.

Крупнейший в России?

Если «Медиазоне» удастся собирать через пожертвования несколько миллионов рублей в месяц, это станет крупнейшей краудфандинговой кампанией для СМИ в России. До сих пор самой известной такой кампанией стал сбор средств на перезапуск журнала «Искусство кино», организованный его новым главным редактором Антоном Долиным. Журналу необходимо было 1 млн руб., чтобы продолжать выпуск, но в итоге в начале этой осени читатели перечислили на это СМИ больше 3,5 млн руб.

Есть и другая модель – так, полностью на пожертвования существует редакция проекта «Такие дела». Это информационный портал благотворительного фонда Мити Алешковского «Нужна помощь». Фонд, как указано на его сайте, занимается созданием инфраструктуры для благотворительных организаций в России и «Такие дела» – основная часть этой инфраструктуры. Редакция пишет статьи о благотворительных организациях, их подопечных, и читатели переводят им деньги через портал «Таких дел». Отдельно читатели жертвуют на работу самого фонда «Нужна помощь». Большая часть этих денег уходит на содержание редакции «Таких дел». В документах фонда указано, что бюджет «Таких дел» на 2017 г. – 68,6 млн руб.